Всем нам так или иначе приходится пользоваться услугами общественного транспорта - автобусами, троллейбусами, трамваями и метро. Правда, работа метро нареканий практически не вызывает, но всем нам знакомы получасовое или часовое ожидание нужного автобуса, и последующая давка, и маленькая скорость передвижения, и выхлопные газы прямо в салоне...
И хотя любой пассажир на вопрос: А почему так происходит? - ответит, что у государства нет денег, давайте все-таки разберемся, сколько не хватает нашему государству для полного счастья.
АВТОБУСЫ
Итак, автобусный парт Украины насчитывает в своем составе 20 тыс. машин, что составляет 70% потребностей в этом виде транспорта. При этом парк физически устарел - около 45% машин превысили нормативные сроки эксплуатации. В связи с этим, а также из-за необеспеченности запчастями на практике эксплуатируется не более половины наличных автобусов (т. е. 35% от необходимого).
Кроме этого, более трети парка автобусов составляют бензиновые машины ЛиАЗ-677, которые по своим характеристикам уже давно устарели (затраты топлива достигают 40 л на 100 км пробега, а пассажироемкость является очень низкой - до 80 человек).
Чтобы решить проблему автобусных перевозок, Украине ежегодно необходимо около 2,5 тыс. автобусов большой емкости (на 120 человек) и 0,5 тыс. автобусов особо большой емкости (на 180 человек). Кроме этого, для единовременной замены автобусов, подлежащих списанию, необходимо 4 тыс. машин.
Эти так всем нужные автобусы Украина может производить сама - новые образцы автобусов (впрочем, как и троллейбусов и трамваев) уже разработаны и их выпуск (в незначительных количествах) начат. Например, на Львовском автомобильном заводе существуют мощности по производству до 8 тыс. автобусов средней, большой и особо большой емкости. Но... как и на других автомобилестроительных предприятиях, инвестиции остаются крайне незначительными, и оборотных средств не хватает.
И хотя правительство принимало ряд решений, направленных на создание новых типов городских автобусов, и даже предполагало финансировать эту затею, но воз и ныне там. На сегодняшний день для завершения этих работ украинским предприятиям необходимо финансирование в размере 35,6 млн грн., в том числе 9,6 млн грн. в 1997 году и 12,5 млн грн. в 1998 году.
ТРОЛЛЕЙБУСЫ
С троллейбусным парком Украины дела обстоят не лучше - больше половины из 6,8 тыс. машин (почти все они - зарубежного производства) находится в плачевном состоянии. Единовременной замене подлежат 2,3 тыс. троллейбусов, а минимальная потребность страны к 2000 году составит 10 тыс. машин с ежегодным обновлением парка в 1 тыс. троллейбусов.
Так же, как и автобусы, троллейбусы можно выпускать в Украине (что уже и делается, хотя в недостаточном объеме): Южным машиностроительным заводом освоен серийный выпуск сочлененных троллейбусов ЮМЗ-Т1 вместимостью в 180 человек, а на Львовском автобусном заводе налажено производство односекционных троллейбусов. Мощности этих двух заводов позволяют производить 600 машин ежегодно.
И опять недостаточное бюджетное финансирование не дает закончить начатую
работу - из необходимых 18,4 млн грн. в 1997 году предполагалось
профинансировать 11,4 млн грн., а в 1998 году - 5,0 млн грн.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |