ЧЕРЕЗ БУДНИ К ЮБИЛЕЮ

Свое рождение Одесский почтамт отпраздновал 24 апреля 1898 года. Об этом торжестве мы расскажем отдельно.

После праздника как всегда рабочие, наступили будни, время от времени освещаемые радостными событиями. Какими? Ну, например, событие 1961 года. Его можно назвать вторым рождением Одесского почтамта - здание, не пощаженное войной, вновь было отстроенно, поднято из руин. 1967 год - Одесский почтамт награждается орденом Трудового Красного Знамени. Барельеф ордена появляется на фронтоне здания и на стене большого светового операторного зала, а на противоположной стене на мраморной доске золотыми буквами увековечены те достижения, за которые орден был вручен.

И одновременно еще одна награда - Золотая медаль ВДНХ, где экспонировалась мебель, сработанная в созданных при Одесском почтамте столярных мастерских. Не простая мебель - почтовая: отделанные орехом переговорные кабинки, сортировочные столы, стойки-конторки для посетителей и т.д.

Были и другие праздники...

И вот так незаметно, год за годом подкрался 100-летний юбилей. Но, еще раз повторяю, коллектив живет не праздниками, а буднями. Об этих буднях и состоялась наша беседа с ИВАНОМ АЛЕКСЕЕВИЧЕМ ЧЕРНЫМ - директором Одесского почтамта.

- Иван Алексеевич, вы возглавляете почтамт последние полтора года. Но вы ведь не новичок в этом хозяйстве?

- Я работал директором Одесского почтамта с 1978 по 1983 годы.

- Многое ли изменилось за прошедшие годы?

- Да, перемены, конечно, есть.

- Они вас радуют?

- К сожалению, далеко не все.

- Внешне заметно лишь исчезновение уникальных часов, которые показывали время чуть ли не на всех континентах.

- Ну, часы это не самое грустное. Просто в 82-м пришел их срок. Детали до того износились, что даже мастер, создавший их в 67-м году, за реставрацию не взялся.

- Сохранились ли столярные мастерские, которые делали уникальную мебель для нужд отделений связи?

- К сожалению, нет. Есть два столяра-ремонтника.

- А как объем работы? Не уменьшился ли он за счет появления новых средств связи?

- Это и есть главная беда. Но в уменьшении объема работ современные средства связи играют далеко не главную роль. Конечно, сейчас многие учреждения перестали отправлять партии корреспонденции - есть ведь факсовая и другая связь. Я уже не говорю о тех предприятиях, которые попросту стоят, - таких ведь много. И все же основные потери - это уменьшение объема почтовых отправлений частными лицами. Упала платежеспособность населения. Даже внутри страны не все могут себе позволить регулярную переписку, а что уж говорить о письмах в ближнее и тем более дальнее зарубежье. Еще больше бьют по карману бандероли и посылки. Ну и возникновение ряда запретов после распада страны...

- Да, хотя часть их отменена, но очередей в посылочном отделе действительно не видно.

- Та же ситуация и с почтовыми денежными переводами. Прервались связи, разные валюты, не в каждую из стран СНГ можно отправить перевод. Люди ищут оказию...

- Вы пытаетесь увеличить объем работ? За счет чего?

- Мы хотим возродить услугу Книга и товары почтой. Мы проводим подписные кампании... Учтите, почтамт - организация хозрасчетная, для того, чтобы платить людям зарплату, да еще вовремя, нужно зарабатывать.

- А вы всегда платите вовремя? У вас большие зарплаты?

- Мы выплаты не задерживали ни разу. А зарплаты у нас весьма умеренные. Почтальоны, в зависимости от стажа получают 80-88 гривен плюс премию. Средняя зарплата наших работников 134 гривны.

- А как же с кадрами? Людей устраивают такие заработки?

- Людей устраивает стабильность. У нас нет свободных вакансий.

- Сколько почтовых отделений в вашем ведении?

- В городе всего 89 отделений связи.

- Область подчиняется не вам?

- Нет. И мы, и районные узлы области подчиняются Одесса-почте. Одесский почтамт работает по доверенности.

- Почту отдали на откуп? А как же с лозунгом Не отдавать почту, телеграф и вокзал? Кстати, как с телеграфом? Он в вашем подчинении?

- Был до недавнего времени. Сейчас он выделился в отдельную службу и просто арендует помещения в узлах связи.

- Вы внедряете в работу почтамта современные средства связи?

- Конечно. У нас появились компьютеры, мы их используем в ходе подписки, при выплате пенсий.

- А обработка корреспонденции?

- По-прежнему производится вручную.

- Мы частенко получаем жалобы на задержку и недоставку писем.

- Задержка корреспонденции - это ЧП. По нашим данным, 98% писем должны поступать в контрольные сроки. Вообще эти вопросы проще контролировать, когда речь идет о заказных письмах, которые регистрируются. С простыми сложнее. Здесь надо смотреть на почтовые штемпеля, чтобы установить, на каком этапе произошла задержка и попытаться понять ее причину. Это может быть и размытая дорога, и сломавшаяся машина - в райцентры мы доставляем почту автотранспортом.

- Так что мечтать о тех скоростях доставки почты, которые приняты за рубежом, не приходится?

- Сначала надо начать жить так, как живут за рубежом.

- Кстати, почему часто не доходят до адресата письма изза границы? Были жалобы и на то, что из-за следов клея посланные за рубеж письма возвращались назад.

- Это не пустая придирка. Таковы международные правила.

- Наши почтовые службы входят в международные конвенции?

- Укрпочта - член Международного почтового союза.

- Через 4 месяца у Одесского почтамта юбилей. Как вы к нему готовитесь?

- Стараемся хорошо работать, повысить качество и количество почтовых услуг. Ремонтируем здание. Наметили план торжественных мероприятий. Пройдут награждения лучших и старейших работников почтамта. Нам помогают и горисполком, и Укрпочта.

- Хорошо, что вы собираетесь к юбилею отметить наградами ветеранов. А есть ли возможность им помогать регулярно?

- У нас неплохо работают профсоюз и союз ветеранов, к ним люди и обращаются за помощью и получают ее.

* * *

- Сегодня, наверное, это одно из главных достижений, с которым можно прийти к юбилею, - помнить не только историю Одесского почтамта, но и людей, писавший ее.

Беседовала Елена КОЛТУНОВА.


К оглавлению номера Подшивка О газете