АРХИВ

ОДЕССКИЕ ТРАМЫ И ДРАМЫ

"Крот" (сокр от названия "Конфрерия рыцарей острого пера") - театральный коллектив, возникший в Одессе в годы НЭПа. Существовал под руководством режиссера и актера Виктора Типота... При участии поэтессы Веры Инбер и артистки Рины Зеленой театр пользовался большим успехом у молодежной аудитории преимущественно интелектуального уровня, отличаясь от грубоватых коллективов ТРАМов (Театр рабочей молодежи). Подвергался строгому контролю реперткома, был под постоянной угрозой сокращения и закрытия"...

Это выдержка из статьи краеведа В. Гридина.

Один из знатоков театральной Одессы краевед В.А. Короб уточняет, что "Крот" размещался на углу Театрального переулка и Екатерининской улицы, и кроме Инбер и Зеленой, в нем подвизалась одно время и Татьяна Тэсс (Сосюра). Что же касается "головной боли" тогдашнего реперткома, то вызвана она была главным образом тем, что наши милые товарки пропагандировали на подмостках "Крота" "свободную любовь" - под Надежду Лохвицкую, в замужестве Надежда Александровна Бучинская, литературный псевдоним Тэффи.

Должен заметить, что нашу Одессу-маму ругать за легкомысленность всегда находились желающие. Вот, к примеру, один из самых талантливых журналистов-правдистов с дореволюционным одесским стажем - Вацлав Вацлавович Воровскийю Он проживая с 1907 по 1912 гг. - до момента своего ареста и ссылки - на Малой Арнаутской и возводил всяческую хулу на наших с вами прабабушек и прадедушек:

"Эстетика у нас понимается исключительно в смысле перенимания вычурностей заграничной моды...

Пройтись по Дерибасовской в шутовском покроя костюмчике - значит сразу заявить себя ужасным интеллигентом и эстетом.

Не удивительно, что эта высокая степень развития ярко сказывается там, где требуется сочетание действительной интеллигентности и действительного эстетизма в отношении к театру... Пьесы, значительные в художественном отношении или по вложенным в них идеям, едва могут держаться в репертуаре, ибо публика их совершенно игнорирует...

Милая одесская публика, эстетичная и интеллигентная! Как мало тебе нужно, чтобы удовлетворить клубничные основы твоих "художественных" вкусов!

А вам, гг. антрепренеры, мой совет: если это ваше законное право, - тогда переименуйте существующие хорошие пьесы соответственно потребностям "интеллигентных" одесситов.

Вот вам для примера репертуар на ближайшую неделю:

Понедельник. "Голая во вражеском стане" М. Метерлинка (прежде - "Моннна Ванна");

Вторник: "Изнасилованная" Кн. Гамсуна (прежде - "Драма жизни");

Среда. "Рыжая натурщица", Г.д. "Аннунцио" (прежде - "Джиоконда")

Четверг. "Соблазнительница" С. Пшебышевского (прежде - "Снег");

Пятница. "Развращенная и покинутая" А. Шницлера (прежде - "Игра в любовь");

Суббота. "Афинская ночь" В. Шекспира (прежде - "Сон в летнюю ночь");

Воскресенье. 1) утренник для учащихся: "Жених дочери - любовник матери" Н.Гоголя (прежде - "Ревизор"); 2) вечером - "Притон убийства и разврата" М. Горького (прежде - "На дне").

За полнык сборы ручаюсь."

Серия фельетонов на общественно-политические и литературные темы политические и литературные темы публиковались Воровским в газете "Одесское обозрение" начиная с 1908 г. под рубрикой "В кривои зеркале" за подписью Фавн. Упреки скорей всего были вызваны тем, что тогдашние одесситы большевицкой пропаганде предпочитали, говоря словами ВВВ, "еще одну порцию оонаженных ног"...

Белинский еще в 1846 году писал: "Одесса лучше всех губернских городов, это решительно третья столица России"... (Курсив мой - А.Ш.). Упреки большевика журналиста тем более непонятны, что "до того" Одесса то ли с перепою то ли з перелякй делегировала вдруг Ульянова-Ленина на один из съездов РСДРП (б), - а может, там и не было еще "б" и оно появилось поэже? Во всяком случаееще в те времена одесситы крепко усвоили, что ленинцы народ неблагодарный. Оттого-то Одесса и была последним городом бывшей Российской империи, который пал к ногам большевиков. Именно тогда последним РОПИТовским пароходом махнули за границу Иван Бунин, Константин Мачульский другие - первая волна интеллектуалов-эмигрантов. Вот когда Одесса действительно утеряла часть и своей интеллигентности, и интеллекта, и чего-то еще, чисто одесского. Но как-то удивительно быстро все это восстановила и даже прирастила.

А Трам в Одессе все же был - Театр рабочей молодежи - Театральный переулок, 12. Директор - Я.Н. Хнйфец, худрук - Е.П. Купченко, зав. музчастью - М.П. Скаковский. Так что тогда, как и нынче, и ТРАМов и ДРАМов хватало.

Анатоль Шахлиевич


К оглавлению номера Подшивка О газете