МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ О БОЛЬШОЙ ЭСТРАДЕ

Сотни имен и ситуаций хранит память киевского писателя и эстрадного драматурга Роберта Виккерса - автора многочисленных сценариев, миниатюр, монологов, без малого тридцать лет проработавшего с блистательным дуэтом Юрия Тимошенко и Ефима Березина (Тарапунька и Штепсель). Некоторыми историями он поделился с читателями нашей газеты.

НЕ СТАВЬТЕ ТРОЙКУ ТЕТЕ СОНЕ!

Она была худой, бледной и незаметной, хотя собиралась стать артисткой эстрады. Я имел возможность наблюдать ее на всех просмотрах, зачетах и экзаменах, и видно было, что девочка попросту не тянет. Выпускной экзамен по актерскому мастерству она сдавала кое-как, намного хуже своих сокурсниц, некоторые из которых считались (не без основания) будущими звездами. Девочке хотели поставить тройку. Но вмешался Юрий Тимошенко.

- Не портьте девочке жизнь! - сказал он. - Кто ж ее возьмет на работу с тройкой по специальности?!

Этому доводу комиссия вняла, скорее всего, из уважения к мастеру. Решили поставить пятерку; дальше пусть сама пробивается. Неприметная девочка пробилась: кто теперь не знает Клару Новикову?! А ее сокурсницы-отличницы так и сгинули бесследно в эстрадных дебрях.

РАЙКИН, Я ВАС ЗАМЕНЮ?

И еще одна история о неожиданном взлете. Долгое время мы работали вместе с Александром Каневским и нам постоянно досаждал маленький, полненький человечек типично еврейской наружности с невероятным самомнением. Его не приняли в театральный институт, не хотели брать на эстраду, он выступал в каких-то полусамодеятельных концертах, бедствовал, но всех убеждал в своей гениальности. Пытался убедить в этом и нас, но стоило ему начать что-то читать, как мы дружно отмахивались: Миша, иди! Тексты давали ему из жалости: у человека двое детей, разве они виноваты, что папа - неудачник. И вот в один прекрасный день Миша рассказал, что намерен показаться приехавшему в Киев Аркадию Райкину. Мы подняли его на смех: Зачем ты нужен Райкину?! Но Миша достал Аркадия Исааковича в ресторане. Райкин попробовал от него отмахнуться: У меня в театре нет вакансий. Я займу у вас всегопять минут! - взмолился наш герой. Райкин снизошел... Вместо ряти минут Миша читал полчаса, после чего Райкин взял его в свой театр, поставил лишь одно условие: выступать только под псевдонимом. Так появился актер Михаин Светин. У этой истории есть продолжение. Миша переехал в Ленинград, но Райкин, как на зло, заболел и несколько месяцев провел в больнице. Естественно, его театр в это время нигде не выступал. Наконец, Аркадий Исаакович вышел из больницы и назначил первую репетицию. И вот тут Светин обратился к нему с предложением: Аркадий Исаакович, мы долго сидели без работы, вот я и подумал, что, когда вы болеете, я могу работать вместо вас, тем более, что знаю весь ваш репертуар. Райкин даже не дождался конца триады: Вон отсюда! Нет худа без добра - Светин устроился в театр комедии, где стал ведущим актером.

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ

Как-то в самом начале карьеры Геннадия Хазанова я посоветовал ему не заниматься пародиями, поскольку многие, как мне тогда казалось, делают это лучше. Потом я признал свою неправоту, но Хазанов этот разговор запомнил. Несколько лет спустя я был на его концерте и так смеялся в первом отделении, что сердце прихватило. Отдышался в антракте и решил, что здоровье дороже: все второе отделение мужественно удерживался от смеха. А Хазанов как раз показывал пародии. Зашел я к нему после концерта поздравить и поблагодарить, а Геннадий мне с порога:

- Ну, ты и принципиальный! Так ненавидишь пародию, что даже не улыбнулся!

РОМАН НЕ ПОМЕСТИТСЯ В КРОССВОРД

Одно время Юрий Тимошенко страшно увлекался кроссвордами. Как-то возвращался он из Москвы в одном купе с Олесем Гончаром. Они разговорились, и Гончар признался, что работает над новым романом, который будет называться Берег надii. - Очень плохое название, - безаппеляционно заявил Тимошенко.

- Почему? - поразился Гончар.

- Да потому, что такой роман нельзя использовать в кроссворде!

Записал Александр ГАЛЯС.

Киев - Одесса.


К оглавлению номера Подшивка О газете