Александр РОДНЯНСКИЙ:

ГЛАВНОЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ НЕ ДЕНЬГИ, А МОЗГИ

В немногочисленном пока еще ряду украинских телезвезд, быть может, самая яркая - Александр Роднянский, руководитель студии 1+1. Крупнейший режиссер-документалист, обладатель нескольких международных отличий, он оказался и блестящим продюсером, сумев сд елать то, что в принципе казалось невозможным, - создать конкурентоспособное украинское телевидение. С вопроса о том, как ему это удалось, и начался наш разговор, который проходил во время одной из акций Киевского международного кинофестиваля Молодость, в программу которого, кстати, входила и ретроспектива фильмов Александра Роднянского.

- Вы далеко не первый, кто задает мне этот вопрос, тем не менее всегда трудно на него отвечать.

Меня как-то один русскоориентированный депутат Верховной Рады - родом из Донецка - убеждал, что наше телевидение - глубоко провинциально и никогда не сможет достойно конкурировать с российским. Я ему ответил, что такой взгляд - самый что ни на есть пр овинциальный. Но он, к сожалению, весьма распространен, и преодолеть убеждение, что в Украине можно создать телевидение, которое могло бы стать, по крайней мере, не менее интересным, чем российское, очень и очень сложно. Не удалось его до конца преодолеть и нам.

Иногда я просто поражаюсь: ведь на нашем канале программы, как минимум, не хуже тех, которые показывает Интер. Это оценка не руководителя, а профессионала. Однозначно именно у нас идут лучшие телесериалы. Почти наверняка именно на нашем канале лучшие пр ограммы новостей, притом касаются они жизни той страны, в которой живут люди, смотрящие телевизор. Тем не менее значительная часть телезрителей включает в 20 часов программу Время - тенденциозную, плохо сработанную (по сравнению с НТВ или РТР) - и туп о смотрит новости, в которых, дай Бог, чтобы проскочило одно известие из Украины за неделю.

Я не сваливаю вину на зрителя, напротив, всегда с уважением отношусь к его выбору, но преодолеть стереотипы восприятия чрезвычайно сложно.

- А если бы студия 1+1 перешла на русский язык, это увеличило бы аудиторию?

- Однозначно. Русский язык представляет собой идентификационный код для большой части аудитории, которая мову связывает с провинциализмом, косностью, консерватизмом, бескультурьем. Это, с моей точки зрения, несправедливо, глупо и пошло, но приходится с читаться с тем, что часть телезрителей, притом достаточно весомая, выбирает программы и по языковому признаку.

- Вы собрали команду из людей, которые до того на телевидении не засвечивались. Как вам удалось раскрутить их за столь короткий срок?

- У нас в стране немало талантливых, ярких, интеллигентных людей, которые даже не подозревают, что могут работать на телевидении.

Я пришел к убеждению, что телезвездой может стать буквально каждый живой, остроумный, энергичный человек, которого вовсе не обязательно искать среди телевизионщиков или журналистов, а можно просто встретить за столом.

- Вы сочетаете в себе качества классного режиссера и отличного продюсера. Не происходит ли сейчас в вашей душе некое противоборство между желанием самому снимать фильмы и необходимостью продюсировать произведения других?

- Я не разделяю эти занятия, и мне доставляет удовольствие принимать участие в создании программ своих коллег. Если вы видите в титрах мою фамилию как продюсера, то можете не сомневаться, что я принимал участие на всех этапах рождения программы - от зар ождения идеи до завершения монтажа. У нас бытует еще представление о продюсере как о человеке, который занят исключительно поиском денег и организационными вопросами, между тем как настоящий продюсер отвечает за все. Скажу так: задача продюсера состоит в оптимизации авторской идеи для достижения максимального успеха у аудитории. Неверно считать продюсера посредником между деньгами и автором, на самом деле он посредник между автором и аудиторией.

- Однажды у редактора Вашингтон-пост спросили, что нужно для того, чтобы делать хорошую газету. Он ответил: Большие деньги. На телевидении нужны деньги не просто большие, а очень большие. Как вам удается находить необходимые средства посреди общего экономического развала?

- Студия 1+1 начиналась вовсе не с больших денег. И я думаю, что для успеха любого дела, в том числе телевизионного, нужны не столько большие деньги, сколько хорошие мозги. Потому наша студия прежде всего дорожит головами наших сотрудников.

Беседу вел Александр ГАЛЯС. Киев-Одесса.


К оглавлению номера Подшивка О газете