Когда-то от помета чаек он был ослепительно белый и назывался Левки, что в переводе так и значило белый. Потом его назвали Федонис, и моряки, прибывая к острову, приносили дары: еду и воду в кувшинах, черепки от которых потом горами пролежали на берегу тысячу лет. Много веков назад кто-то построил на острове храм, и еще в 1841 году профессор Ришельевского лицея пытался предотвратить растаскивание развалин храма рыбаками. Море до сих пор выносит из своих глубин дары - то каменную вазу, то древнюю амфору. Рыбаки сотни лет прятались на лодках за скалами острова от штормов, да и теперь в непогоду рыболовецкие сейнеры ищут там укрытия - старожилы помнят, как десятки МЧС скапливались в укрытиях за островом, спасаясь от волн.
В первую мировую на острове стоял русский гарнизон, и однажды в 1915 году в нескольких кабельтовых стал беспощадный Бреслау и в течение двух часов расстреливал из мощных орудий этот ровный, как раскрытая ладонь, маленький клочок суши...
Список солдат, погибших на острове и у его берегов, пополнился в 1917 году, когда подорвался на мине нам Лейтенант Зацареванный, и в 1941-м - после гибели советской подводной лодки.
Когда на острове построили маяк, на нем постоянно жили пять человек обслуги и два солдата. Старый маяк сменили лишь в 1975 году, и как раз в это время появилась история о том, как мешками вывозили убитых птиц, разбившихся о проблесковый фонарь, - свет ма нил их ночью и во время тумана. Новый маяк уже не был убийцей. Зато с развитием систем радиолокации появилась другая проблема: войска ПВО стали отмечать неизвестные воздушные цели, пересекающие границу СССР в районе острова. Военные неизменно поднимали в воздух два-три истребителя, но пилоты не могли обнаружить противника. Заговорили уже и об НЛО, но потом оказалось, что при значительной плотности стаи птиц тоже могут отражать излучения систем противовоздушной обороны. Истребители расходовали десятки тонн топлива, но проверять подобные цели армия была вынуждена, пока орнитологи не подсказали довольно простой выход из ситуации.
Птицы осенью и весной сотнями, тысячами садятся на остров - осенью при перелете в теплые края на нем отдыхают свыше 250 видов, весной, возвращаясь домой, - около 150, причем ученые находили даже птиц, окольцованных в Западной Сибири. Другой такой столь ценной для орнитологов территории, пожалуй, нет больше во всей Европе. На скалах острова можно встретить черного аиста, могильника, грифа, подорлика, каменного черного дрозда, десятки других редких видов птиц. Над островом проходят пути колоссальных мигра ций насекомых - бывает так, что всю его поверхность, как опавшие листья, покрывают бабочки или стрекозы. А в расщелинах иногда встречаются редчайшие виды пауков.
10 октября 1997 года вышло постановление Кабинета Министров Украины о создании на острове государственного заказника, возможна организация на нем орнитологической станции. Затерянный в море удивительный кусочек суши, о котором здесь шла речь, находится от Одессы всего в пятидесяти минутах пути на вертолете. Последнее свое название остров получил в те времена, когда на нем еще не было постоянного гарнизона - сначала советского, потом украинского, и даже когда на нем жили всего два румынских солдата и пять человек обслуги, остров еще некоторое время оставался землей обетованной для водяных ужей, из-за которых и дали ему моряки такое звучное и немного опасное название Змеиный.
Материал подготовил Евгений СТЕБЛИВСКИЙ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |