Закрылась выставка Наталии Свидзинской. Дописали последнюю страницу в альбоме отзывов благодарные, восхищенные, удивленные посетители Музея западного и восточного искусства.
За плечами Наталии Свидзинской участие в 30 выставках одесских художников и 3 выставки персональные. Нынешнюю 4-ю можно назвать юбилейной: отметила в этом году художница 40-летие своей жизни, а могла бы отметить, пожалуй, и 30-летие с того момента, когда взяла она сознательно в руки кисть. Едва 10 лет исполнилось Наташе, когда отвел ее к Первому Учителю - Александру Ацманчуку отец - замечательный врач-психиатр, удивительный человек, эрудит и умница Евгений Константинович Свидзинский. Тот самый ДРУГ ХУДО ЖНИКОВ СВИДЗИНСКИЙ, которому была посвящена конференция Искусство и медицина. Не только художники, но и поэты, писатели, актеры составляли круг друзей Свидзинского, поэтому еще до поступления в училище им. Грекова прошла Наташа дома свои университеты и скусства.
К выставке, к живописи Натальи я еще вернусь, а сейчас хотелось бы мне сказать о педагоге Наталье Евгеньевне Свидзинской, вот уже два десятилетия работающей в художественной школе N 2 на поселке Котовского. Все эти годы почти ежедневно проделывает она мно гочасовый путь Таирово - Котовского, что само по себе уже можно рассматривать как гражданский подвиг. Но есть ли подвиг в самоотречении, в том, что большую часть времени приходится отдавать педагогике, а не собственному творчеству?
Нет, Наталья Евгеньевна так не считает, ведь педагогика - это процесс творческий. Более 15 лет назад она совместно с Татьяной Николаевной Бакун разработали новую методику и добились утверждения своей программы в Киеве.
Программа, которой удалось увелечь весь коллектив, предполагает развитие творческих способностей ребенка с учетом его психологии и особенностей возраста.
Но не только возрастные особенности детей приходится учитывать Свидзинской. Ей приходится учитывать особенности нашего времени: холод, частое отсутствие света, невозможность пользоваться эпидиаскопом... Свидзинская создала оригинальное учебное пособие по истории искусств. В нем выделено главное, в нем эпохи представлены в цитатах, высказываниях знаменитых деятелей прошлого, в нем подобраны и скомпонованы репродукции так, что в них перед глазами ребенка раскрывается изучаемый период. К сожалению, отсутстви е денег не дает возможности издать пособие массовым тиражом.
Но вернемся к прошедшей выставке, тема которой - город и море. Одесса... На небольших работах Свидзинской (масло, гуашь) нет той Одессы, которую раскупают в горсаду заезжие туристы, нет оперного театра, Дюка... Словом, всего того, что увозит на память сл учайный гость. Одесса Свидзинской заставит дрогнуть сердце каждого Одессита. Одесские дворики, поросшие бурьяном склоны с прилепившимися к ним куренями... И море... Оно на многих пейзажах: хоть уголком, хоть клинышком, хоть линией горизонта, хоть отблеско м синевы в колорите картины... И ветер... Ветер - одно из действующих лиц всех выставленных работ Наталии Свидзинской. Он полощет белье, пригибает кусты, надувает парус, накатывает на берег прибой... Он расширяет рамки вырванного из контекста одесских пе йзажей изображенного художницей уголка. Ведь ветер не знает границ.
Я ходила по небольшому выставочному залу, погружаясь в ясный, чистый мир Свидзинской (в экспозиции были также несколько крымских и закарпатских горных пейзажей); мир природы, в котором, по словам художницы, она черпает энергию жизни; мир маленьких одесски х домиков, согревающий ее; мир синего тумана, из которого так неожиданно в сумерках могут вынырнуть трое мальчишек с привязанными к палкам нелепыми консервными банками, чтобы, придя из ниоткуда, вновь уйти в туман, в никуда; мир вольного ветра; мир, к оторый смогла она своею кистью СЛИТЬ В ЕДИНОЕ СЛОВО, ЧТОБ ВЕТЕР УНЕС ЕГО ВДАЛЬ.
Елена КОЛТУНОВА.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |