ПРЕМЬЕРА

ТЕАТР УЖЕ ПОЛОН,

как во времена Пушкина. Закрытие сезона. Идет четвертый спектакль Евгения Онегина. Премьера, приуроченная ко дню Царскосельского лицея, состоялась 19 октября, но аншлаги продолжаются. Что всколыхнуло так одесских меломанов? Нынешняя постановка разительн о отличается от многочисленных предыдущих. Пожалуй, она ближе всего к тому, какими видел свои лирические сцены Петр Ильич.

Так же, как почти 120 лет назад, звучат на сцене молодые свежие голоса: прекрасный низкий баритон студента 5-го курса Одесской консерватории, лауреата Международного конкурса С. Трифонова и сильный красивый тенор только-только выпущенного из стен той же к онсерватории лауреата международных конкурсов Р. Зиневича. Воплощает ли Трифонов образ Онегина, этого холодного денди (здесь и далее цитаты из писем Чайковского)? Да... Пожалуй, несколько с лихвой, забывая, что у Пушкина Евгений еще и молодой повеса. Впрочем, режиссеру-постановщику, заслуженному деятелю искусств России и республики Казахстан Борису Рябикину удается порой справиться с некоторой статичностью молодого певца-актера. В этом плане интересно решена им сцена ссоры на балу у Лариных. Почти д о ее кульминации Онегин отвечает Ленскому, не прерывая танца, сменяя одну партнершу за другой, еще не видя надвигающейся катастрофы.

А вот Зиневичу-Ленскому темперамента не занимать. Есть в нем юная порывистость, страстность и лиричность...

Ну а как же Татьяна, которую воображал Пушкин и которую пытался иллюстрировать музыкально Чайковский?

Заслуженная артистка Украины Наталия Ютеш безупречно ведет свою партию. Ее нежное, отливающее чуть матовым серебром сопрано (удивительно ровно звучащее во всех регистрах) создает необыкновенно привлекательный лиричный певческий образ. Прекрасная, пушкинс кая сценическая внешность и корректная игра дополняют его.

Из остальных исполнителей (поют хорошо все) хотелось бы выделить народного артиста Украины А. Бойко. Партия Гремина позволяет ему показать всю красоту и благородство тембра его голоса.

Но вернемся к режиссуре. В работе Бориса Рябикина есть интересный ход - он выводит на сцену хор... Хор не как участник действия (никаких сарафанов и кокошников, никаких бальных нарядов, из атрибутов лишь платочек в руке либо веер), а как его движитель, к ак комментатор или рассказчик, музыкальный иллюстратор пушкинского романа.

Интересно также сценографическое решение спектакля (художник-постановщик - заслуженный художник Украины Н. Бевзенко-Зинкина). Непрерывно меняющийся задний план вызывает ощущение почти кинематографической динамичности, временной протяженности, словом, жив ой текущей жизни. Но и в сценографии режиссер и художник используют элемент, вносящий некоторую отстраненность. С колосников по центру сцены спущен щит (полотно?) с вырезанным в нем овалом, окруженным виньетками. Зеркало, отражающее картины ушедшей жизни - поющих сестер Лариных, прекрасные негромкой красотой русские пейзажи, лирические, даже сентиментальные сцены патриархальной помещичьей усадьбы - всего того, что было так мило сердцу Пушкина и других русских писателей.

И все же главное в оперном спектакле - его музыкальная часть. Одесские меломаны встретили овацией выход на сцену дирижера-постановщика, заслуженного деятеля искусств Украины Яремы Скибинского. Прекрасное звучание оркестра, бережное отношение к исполнител ям-вокалистам, лирическое прочтение партитуры...

Я снова вернулась к слову лирическое. Что ж, оно задано самим композитором, и о том, что перед зрителем раскроются лирические сцены, предупреждает, настраивая на соответствующий лад, занавес к спектаклю с изображенными на нем трогательными березками, уходящими в туманную даль.

Елена КОЛТУНОВА.


К оглавлению номера Подшивка О газете