ИГОРЬ ФИЛИШТИНСКИЙ:

"ВЧЕРА ОНИ РУКОВОДИЛИ АГРОПРОМОМ,
СЕГОДНЯ - ВОЛЕЙБОЛОМ,
ЗАВТРА ЗАЙМУТСЯ МИКРОХИРУРГИЕЙ ГЛАЗА"

После сенсационной "бронзы" на чемпионате Европы 1993 года женская сборная Украины по волейболу не блещет. Главным тренером ее в нынешнем году является Игорь Филиштинский (возглавляющий и одесскую "Динамо-Дженестру"). Каково же его видение последних выступлений команды, оценка происходящего в нашем волейболе? На счету сборной - седьмое место на чемпионате Европы, а до этого - неудача в отборочных матчах чемпионата мира.

- Начну с того, что шансы попасть на чемпионат мира у нас еще есть - через рейтинговый отбор сборных из разных зон (таким путем мы пробились на Олимпийские игры). Но этим нужно заниматься. А нужно ли это нашей федерации?

- Что-то странное вы говорите. А кого же должна интересовать сборная, неужели только болельщиков?

- Сейчас объясню. Но сначала о том, каким образом я возглавил сборную. В прошлом году на Олимпийских играх и во время подготовки к ним я помогал Гарри Егиазарову. Но никакое участие в тренировочном процессе, никакие советы, которые я мог дать, не заменят той ответственности, ложащейся на главного тренера, того опыта, который он получает. То, что я как тренер приобрел, возглавляя сборную, не дадут мне и десять чемпионатов страны.

Потом Егиазаров, возглавлявший сборную и луганскую "Искру", уехал за границу. До начала отборочных игр чемпионата Европы оставалось четыре дня, а на тренировки ходили 4-5 человек. Мне предлагали возглавить молодежную сборную Украины - ездил бы себе спокойно в Таиланд, но я человек амбициозный, а других желающих руководить сборной не было.

- Но был же Анатолий Макагонов, чьи волейболистки из "Искры" по-прежнему составляли костяк сборной?

- Нет, принимать сборную в том состоянии, в котором она была, Анатолий Владимирович не захотел. Он стал помогать мне.

В отборочном турнире чемпионата Европы мы опередили команды Испании, Латвии и Греции. После этого 13 июля меня утвердили главным тренером. Потом удалось провести три базовых сбора. Из контрольных встреч смогли лишь трижды сыграть с чешками в Праге - два матча выиграли.

- Почему вы взяли в сборную одиннадцать луганчанок (добавив к ним лишь Елену Онипко из Одессы), были же еще кандидаты?

- У одесситки Юлии Свистиной были проблемы с гражданством. А бывшие динамовки Ирина Жукова и Елена Кривоносова фактически отказались играть в сборной под моим руководством. Инициировало эту ситуацию руководство федерации, то есть лично ее президент Николай Яковлевич Сидоренко.

Он привык повелевать. Стиль руководства у него простой: главное, чтобы ему служили. Малейшей независимости он не терпит. Так было в Агропроме, в руководстве которого Сидоренко был; так сегодня в волейболе, а перебросят его завтра на микрохирургию глаза - будет то же самое.

Черкасский клуб не рассчитался с Одессой за Кривоносову, Жукова же вообще оказалась там бесплатно. Далее: за рубеж могут уезжать волейболистки, отыгравшие два года за сборную. А Кривоносова, не имея этого стажа, вдруг оказывается в десятой турецкой команд е. "Карманная федерация" закрывает на это глаза. Интересны вообще запутанные и никому неизвестные финансовые дела Федерации волейбола (в Госкомспорте по-иному, там средства "прозрачны").

Мне пришлось обратиться за помощью к замминистра Николаю Костенко, после чего Сидоренко заявил: "Я Филиштинского больше не знаю".

На первом сборе шесть человек были травмированы. Добавьте к этому внутренние проблемы в "Искре", где ведущие волейболистки подыскивали себе зарубежные клубы. Когда решается дальнейшая судьба, вот-вот возможным станет 100-тысячный контракт, - до сборной л и им тут?

- А за игру в сборной что-то получали?

- Президент "Искры" Петр Макаренко согласился оставить клубную зарплату. А руководство, зная, что это нереально, обещало лишь за звание чемпионок Европы премировать шубами. (Ох, уж эти шубы - они в нашем спортивном движении занимают особое место. - Б. Е.)

- Как же проходили игры?

- Сначала были отборочные к чемпионату мира. Выиграли у Венгрии и Бельгии. Болгаркам проиграли, но и в лучшем состоянии мы бы их не обыграли. (А у них через несколько недель на чемпионате Европы начались допинговые проблемы!) Повторю, что попасть на чемпионат мира мы еще можем.

На чемпионате Европы вели в первой партии с итальянками 12:11, имели хороший шанс, но проиграли матч 0:3 (я не жалуюсь, но у действительно великого тренера Веласко только прямых помощников - восемь человек). Потом мы обыграли румынок 3:0. Проиграли по 0: 3 немкам и хорваткам. Но в последнем матче в присутствии шести тысяч зрителей и премьер-министра выиграли 3:1 у хозяек, сборной Чехии, и пробились в восьмерку.

И тут перед четвертьфиналом Воронкина и Баженова по странным причинам оказываются совершенно не готовыми к игре. Не вдаваясь в детали, скажу, что управляемость командой была подмыта... Мне пришлось руководить чужими людьми, рычагов воздействия на которых я не имел. В матче за седьмое место мы выиграли со счетом 3:1 у Латвии.

Как оценить наше выступление? Считаю, что нынешнее седьмое место очень много значит. Во-первых, мы обеспечили себе участие в финальной части следующего чемпионата Европы. Во-вторых, это же место заняла наша сборная в 95-м году под руководством Владимира Бузаева, которого я искренне считаю большим тренером, несмотря на различие наших творческих концепций. Возьмите выступление нашей мужской сборной. Ее седьмое место никто провалом не считает.

К четвертому матчу наша команда оказалась на ходу, и высокий уровень ее игры на чемпионате Европы отметил такой специалист, как Николай Карполь.

- А что же дальше, Игорь Дмитриевич, вы продолжите работу со сборной?

- Не знаю, вопрос решится в ближайшие дни на исполкоме федерации. Я хочу работать, свой потенциал в сборной далеко не исчерпал. Но уговаривать кого-то выступать за сборную своей страны не собираюсь. Сейчас уже без Кривоносовой и Жуковой вполне обойдусь, хотя по своему мастерству они пока вполне могли бы там играть.

Борис ЕФИМОВ.

P. S. Стало известно, что Елена Кривоносова, "по протекции" Игоря Филиштинского возвращенная из Турции в Черкассы, дисквалифицирована на первый тур чемпионата Украины (четыре матча) за отказ играть в сборной.


К оглавлению номера Подшивка О газете