И ДВИНУЛСЯ ИСТВУДСКИЙ ЛЕС,

и добрался с Одесским русским театром до самой Америки. Вообще-то декорации театр с собою не вез - режиссер Дейл Гутцман, создавая одесско-штатовский спектакль, обеспечил его сценографией в обеих странах. Впрочем, никаких декораций леса и не существует... Не машут ветками статисты, наступая на оторопевших Макдуфа и Малькольма.

Гениальная метафора Шекспира воплощена в жизнь с помощью другого гения - Эйнштейна и его теории относительности. Когда между рядами в темном зале забегали, размахивая фонариками, артисты, зрителям показалось, что на них и взаправду надвинулся дремучий лес.

Наш зритель вообще понятливый. И даже те, кто не приняли современного Макбета, поняли, что хотел им сказать постановщик спектакля. А вот как восприняли спектакль американцы во время гастролей и как вообще проходили гастроли, я попыталась выяснить в бесе де с директором театра Дэвидом Таужнянским.

- Дэвид Григорьевич, Дейл Гутцман, не изменяя шекспировскому СЛОВУ (тексты и сцены сохранены полностью - Е. К.), создает современный спектакль только за счет сценографического решения. Когда на сцене в буквальном смысле потоками льется кровь, когда ею о багрены руки шекспировских героев, одетых в фашистскую, десантную и другие печально знакомые нам формы, понимаешь, что это кровь того же цвета, что пролита в Афганистане, Чечне... А благополучные американцы? Какие аллюзии просматривают они?

- У американцев был Вьетнам... Вообще, зрители первые 15-20 минут, возможно, несколько недоумевают, но затем спектакль их затягивает, и дальше уже смотрят на одном дыхании. Я говорю и о наших, и об американских зрителях.

- Это ведь не первые ваши гастроли в Штаты?

- Нет, благодаря сотрудничеству с Дейлом мы уже возили в Америку два спектакля: Женщина, к барьеру! или Танго беллетриста - это по Чехову и Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье - по Писареву.

- Судя по тому, что ваши отношения с Гутцманом на этом не закончились, гастроли прошли с успехом?

- Да. Но те спектакли были поставлены только с одесскими актерами, и они и сейчас сохранились в нашем репертуаре. А Макбет - это совместная постановка, в ней заняты и наши, и американцы. Самого Макбета играет талантливый шекспировский актер Джеймс Стр ендж.

Так что ни мы без американцев, ни они без нас играть этот спектакль не можем.

- Так что, это постановка одноразового употребления?

- Это не так. Мы его играли и в Одессе, и в четырех городах штата Висконсин - в Медисоне, Милуоки...

И в Одессе был аншлаг, и в Штатах были полные залы, так что Дейл считает, что мы можем теперь спектакль везти даже на фестиваль в Эдинбург (Шотландия). Но более близкие планы - это гастроли в Киеве.

- Каково играть на американской сцене?

- Если речь о сцене как о подмостках, то так же, как на нашей, если не считать того, что в Вокише мы оказались окруженными зрителями с четырех сторон, как на арене. Если - о зале, то американцы - зрители хорошие.

- Эмигрантов было много?

- Нет. Публика была практически вся чисто американская.

- Рискну задать вопрос, на который бы американцы наложили табу. Вы много заработали на этих гастролях?

- Мы заработали ИМИДЖ! Весь доход от спектаклей пошел к Дейлу, так же как доход от одесских премьер достался нам.

Так было оговорено в контракте.

- Но говорят, что Дейл Гутцман, потратив 18 дней на постановку спектакля и отыграв со своими актерами в Одессе, чуть не остался на бобах, так как театру не давали визу в США. Боялись, что вы останетесь?

- Да нет, Дейл что-то напутал в документах. Сорвались гастроли на Бродвее... Мы пострадали морально: сами понимаете, Бродвей - это Бродвей. А Дейл пострадал материально... и морально тоже: он считал, что мы прошли бы не хуже, чем Волчек. Американцев пор ажает умение наших актеров работать в ансамбле - у них каждый старается потянуть одеяло на себя, а наши работают на Стренджа-Макбета.

- Вы не хотели бы повезти в Штаты что-либо из, назовем так, повседневного репертуара театра? Сколько у вас всего в афише спектаклей?

- В репертуаре 28 спектаклей. Но прежде чем что-то везти в Америку нужно сформировать в глазах американской публики свой имидж. Нынешние гастроли свой вклад в это уже сделали.

- Тогда нужно держать планку. А много ли у вас в 1997 г. было местных гастролей?

- Театр побывал в Киеве, Луганске, Санкт-Петербурге - не знаю, это местная гастроль или уже нет. Ведь мы раньше регулярно, два раза в году, с успехом гастролировали в Петербурге. И сейчас уже наметилась гастрольная поездка.

- Вопрос последний, шаблонный, но оч-ч-чень интересный, как говорил Ширвиндт Державину: ваши дальнейшие планы?

- Если вы имеете в виду работу с Дейлом Гутцманом, то на будущий год запланирован мюзикл, в котором будут заняты все актрисы нашей труппы и один актер-мужчина.

- Но в мюзикле все должны петь???

- У нас все актрисы поют...

- Неужели все?

- У Дейла ЗАПОЮТ ВСЕ!

Беседовала Елена КОЛТУНОВА.


ы оглавлению номера Подшивка я газете