ЧЕРНОМОРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ТАМОЖНЯ:

ЭФФЕКТ РАБОТЫ - 100000 ГРИВЕН НА ЧЕЛОВЕКА

Начальник Черноморской региональной таможни государственный таможенный советник 3-го ранга Валерий Пшеничный предоставил украинским СМИ материалы об итогах работы структуры за время с января по сентябрь 1997 года.

История мировой цивилизации свидетельствует о том, что таможенная система всегда была и, по всей видимости, еще долго будет оставаться эффективным инструментом экономической политики и управления государством. Украинская таможенная служба после Указа През идента от 29 ноября 1996 года прошла через модернизацию и устройство новой, более эффективной управленческой вертикали: центральный аппарат (Митниця Укра<200>ни) - региональная таможня - таможня.

Работу по выполнению жизненно важных заданий в южном регионе Украины проводит Черноморская региональная таможня, созданная на базе ликвидированных ЮТТУ, Одесской и Григорьевской таможен. В прямом подчинении ЧРМ сегодня находятся 7 таможен с определенными зонами деятельности: Белгород-Днестровская, Ильичевская, Котовская, Николаевская, Придунайская, Раздельнянская и Херсонская. Структура контролирует территорию, которая по показателям транзитности занимает одно из ведущих мест в Европе - если судить по па ссажиро- и грузопотокам (340 тысяч человек и 12 миллионов тонн соответственно с начала 1997 года). Одним из наиболее важных участков таможенного контроля является Одесский морской торговый порт. Для него уже сформулирована единая концепция обработки грузо в, которые перемещаются через таможенную границу, разработана программа контроля за доставкой грузов и начата работа по созданию единого банка данных контейнеров на контейнерном терминале. Также таможней планируется строительство терминала пассажирского к омплекса, что позволит упростить оформление багажа граждан.

В Одессе большое внимание уделяется оформлению грузов с гуманитарной помощью - а в этом году в Одесской области приняли такую помощь 109 организаций. Всего же с начала года Черноморская региональная таможня перечислила в бюджет Украины свыше двухсот милл ионов гривен, а экономический эффект от деятельности каждого сотрудника ЧРМ составил свыше 100 тысяч гривен.

Сегодня таможней налажено сотрудничество с пограничными войсками, СБУ и другими силовыми и государственными структурами. С июня по середины сентября на южных границах проводилась специальная операция Кордон-97, направленная на борьбу с контрабандой. Ана лиз результатов этой операции показал, что наиболее оживленно контрабандисты действуют на участках Белгород-Днестровской и Раздельнянской таможен - на их долю пришлось подавляющее число задержаний. Наиболее крупная из 144 операций Кордона-97 - задержа ние шести машин с сигаретами на сумму почти в миллион гривен в районе села Мигаево.

Но если все-таки говорить о черных дырах, то на данный момент наиболее острая и сложная проблема - наши границы. Оперативная информация говорит о том, что сопровождение транзитных грузов сотрудниками таможни практически исключило возможность оседания т ранзитных подакцизных товаров в Украине. Криминальные группы стали лихорадочно искать иные пути контрабанды: анализ движения товаров подакцизной группы показывает, что большинство грузов алкоголя и сигарет отправляются из Ильичевского и Одесского портов т ранзитом на Молдову, а уже оттуда мелкими и крупными партиями нелегально поставляются в Украину. Протяженность украинско-молдавской границы достигает 900 километров, и весь этот участок за исключением 17 пунктов пропуска - прозрачный, со множеством объез дных дорог и проездов. Таможня совместно с пограничниками и СБУ пытается удержать ситуацию под контролем, но чтобы постоянно перекрывать такую огромную территорию, не хватает ни сил, ни средств.

Серьезные проблемы возникают и при таможенном контроле большегрузных автомобилей и контейнеров в Ильичевске - по той причине, что нет оборудованных участков для осмотра. Территориальная и ведомственная неопределенность некоторых крупных железнодорожных у злов (к примеру, Рени и Раздельной) также позволяет грузам обходить украинскую таможню, так как эти станции до сих пор принадлежат Молдове. Таможенный пост Тирас, который находится на главной автомагистрали, на 7 километров вглубь заходит на территорию Украины, и транспорт на пути из Украины в Украину вынужден проходить полное таможенное оформление, как при выезде за границу.

Все эти проблемы требуют немедленного решения. Ведь в недалеком будущем прогнозируется значительное увеличение объема внешнеторговых операций, и таможня должна быть готова для работы с новыми нагрузками. Тем более, что Украина будет вступать в систему ГА ТТ/СОТ, а одним из условий вступления является принятие нового Таможенного кодекса.

По материалам Черноморской региональной таможни подготовил Е. СТЕБЛИВСКИЙ.


К оглавлению номера Подшивка О газете