СЛУШАТЬ ПОДАНО!

Перед вами, читатель дорогой, девиз и название фестиваля, которого еще никогда не было, но который очень нужен и потому обязательно будет, - если мы его поддержим, как это сделал народный артист Украины Ян Табачник.


- Ян Петрович, вы перегружены работой. И все же активно участвуете в подготовке фестиваля. Это от уверенности в успехе?

- Это от желания успеха прекрасной идеи и хорошему делу, новому и чрезвычайно перспективному. И еще: очень близкому лично мне. Ведь речь идет о Первом одесском телерадиофестивале ресторанных музыкантов.

- Чем же он вам близок?

- Ну, тут все просто: считаю музыкантов, работающих в ресторане, своими братьями. Их называли (и сейчас еще зовут по старой памяти) кабацкими музыкантами. Пусть так. Но среди них очень много по-настоящему одаренных, талантливых людей. Я сам начинал и мно го лет проработал на ресторанной эстраде.

- Правда ли, что некоторые или даже многие эстрадные звезды также начинали в ресторанах?

- Не некоторые и не многие, а почти все. У обывателя совершенно неверные представления о ресторанных артистах.

- Но... как они туда вошли? Зачем? И трудно ли было туда попасть?

- Разумеется, все не просто: может ли быть простой судьба одаренного музыканта? На ресторанную эстраду приводит, как правило, желание зарабатывать на хлеб своим творчеством. Ну и случай. Большая же эстрада - весьма тесный, по-своему замкнутый, труднодос тупный мир, попасть в него очень тяжело. Тем более - из ресторана.

- Но вот нам скажут: те, кто все-таки одолел этот путь, прекрасно обошлись без фестиваля?

- Верно. Но один Бог знает, чего нам это стоило. И потому наш долг - пристально вглядеться в тех, кто сегодня подвизается на ресторанной эстраде, увидеть в них эстрадных звезд уже будущего XXI века.

- Жаль, читатель не слышит сейчас вашего голоса: в нем проскальзывают ностальгические нотки по старому ресторану, по ресторану вашей юности.

- Пожалуй. Прежние рестораны, скажем, 50-х годов, особенно в провинции, не обрушивали на клиентов водопады изысканных блюд, напитков, закусок. Меню было весьма скромным, и нередко основным здесь было посидеть в кругу друзей, пообщаться, скоротать хороший вечер, поужинать. И послушать живую музыку, заказать любимую вещицу - что в филармонии невозможно.

- И все же отношение обывателя к кабацким музыкантам не лишено некоторой логики?

- Да, увы. Но эта логика вывернута наизнанку. Кстати, одна из целей нашего фестиваля - напомнить клиенту: он еще и зритель, слушатель, ему дарит свое искусство настоящий артист.

- В команде, делающей фестиваль, только вы один выступаете по профилю?

- Этот профиль достаточно широк. Александр Павловский не работал в ресторанах. Но он до режиссуры ВГИКа закончил школу имени Столярского, поставил десяток музыкальных кинофильмов и Юморину-97. Не случайно именно в его голову пришли идея, название и дев из фестиваля. Тележурналист Ким Каневский - мой давний знакомый и приятель, именно он делал первую большую передачу о моем театре в Одессе. А самое главное: одесситы, я думаю, горячо поддержат идею.

- Одесситы как одесситы. Но как воспримут ее владельцы ресторанов?

- Они должны понять, это лучшая их реклама. Фестиваль наверняка станет традиционным, к нам будут приезжать ресторанные артисты со всей Украины, СНГ, дальнего зарубежья. Стоять у истоков такого дела - это ли не почетно, это ли не настоящая реклама?

- Но ведь есть и такая психология: Оно мине нада?

- Спасение Одессы - в расцвете ее культуры, в привлечении сюда богатых людей всего мира. И если в мире будут известны одесские рестораны, имеющие свои собственные лица, своих знаменитостей, - мы ближе подойдем к решению задачи. В Америке, помню, один к апиталист вздыхал: как, мол, чудесны Килийские плавни (он там охотился). Мы должны дожить до того, что он скажет: Как чудесен в Одессе ресторан такой-то, вот бы еще раз посидеть в нем, послушать такого-то музыканта или певца!

- Но хозяин подумает: я направляю на фестиваль своих музыкантов, они станут звездами, и я уже больше не буду им нужен. Может ли звезда не покидать заведения?

- В мире это именно так. Но даже если не так... У Эренбурга, помните, описана парижская Ротонда. Хозяин кормил-поил богему бесплатно. И все знали: именно у него можно увидеть этих людей или следы их пребывания - картины, автографы. Такое будет и у нас, не зря говорят: Одесса - маленький Париж.

Юлий АКСАНЮК,
редактор ГосТВ.


К оглавлению номера Подшивка О газете