СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

ВИСЯЧИЕ САДЫ ВАВИЛОНА

(Продолжение. Начало см. в N 17 Рекламы Порто-франко.)

Древний Вавилон достиг наивысшего расцвета в V веке до нашей эры. Много удивительного и прекрасного можно было увидеть в Вавилоне! Но все затмевали знаменитые висячие сады.

Сады, казалось, парили в воздухе над городом, над его домами и храмами, высоко над зубцами крепостной стены дворца. Такого чуда еще не видывал никто!

Сады раскинулись на колоссальных искусственных террасах, расположенных в четыре яруса. Террасы покоились на сложной системе стен, каменных колонн, сводов и перекрытий. Они возвышались одна над другой и достигали высоты 50 локтей (примерно 27 метров) над у ровнем земли и занимали площадь около 15 тысяч квадратных метров. Сложенные из массивных каменных плит террасы были покрыты слоем тростника, смешанного с асфальтом. Затем следовали два ряда обожженного кирпича на гипсовом растворе. И наконец накладывался слой листового свинца. На все это наносился мощный слой плодородной земли. Сады были неописуемо прекрасны! Вошедшему на их территорию казалось, что он находится в небольшой долине, с трех сторон окруженной горными лесистыми склонами. В дальней части садов возвышалась настоящая гора, вздымавшая свою верхушку над зубчатыми стенами дворца. Поддерживающая конструкция садов была почти не видна - так хорошо она была замаскирована и скрыта за вьющимися растениями и каменными глыбами, прекрасно изображающими дик ие отвесные скалы. Со склонов гор стекали крошечные ручейки. Их прозрачные струи, сбегая вниз, искрились в солнечных лучах. Ручейки вытекали из большого бассейна, находящегося на горе. В бассейн с помощью громадных водоприемников с кожаными черпаками рабы и днем и ночью поднимали воду из глубоких колодцев. Избыток воды переливался через край бассейна и, дробясь на мельчайшие брызги, превращался в настоящий водопад.

Когда наступала тихая, теплая ночь и на небосклоне загорались бесчисленные звезды, в саду вспыхивали тысячи маленьких светильников. Их нежный колеблющийся свет делал сады еще более фантастическими. В воздухе плыли тонкие ароматы цветов и трав... Время шло. Вавилон пустел, переходил из рук в руки. Вместе с ним гибли и висячие сады.

Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

(Продолжение следует.)

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

СТАТУЯ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО

(Продолжение. Начало см. в N 18 Рекламы Порто-франко.)

Уже в V-IV веках до нашей эры программа Олимпийских игр была очень сложной и разнообразной. Всего на Олимпийских играх проводилось до восемнадцати видов соревнований, в том числе пятиборье (бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба), кулачный бо й, езда на колесницах, конкурс искусств...

Олимпийские игры проводились раз в четыре года, во время состязаний прекращались даже войны. Задолго до начала игр огромные толпы народа со всех концов Греции и из других стран стекались в Олимпию, и все стремились попасть в храм Зевса. В глубине храма во звышалась гигантская фигура Зевса Олимпийского - великое творение скульптора Фидия. Поражали и размеры статуи, и ее великолепие. Но вид божества не внушал суеверного страха. Потрясало совсем другое! Лицо - живое и одухотворенное, излучавшее доброту и абсолютное спокойствие. Олимпийское спокойствие, как мы сейчас говорим.

Работа Фидия над восемнадцатиметровой статуей Зевса была очень сложна. Статуя создавалась с помощью хризоэлефантинной техники (от слов хризос - золото, элефант - слон). Из сухого, выдержанного дерева вырезалась основа будущей скульптуры. Затем на вс е обнаженные части фигуры наносились пластинки подкрашенной слоновой кости, которые тщательно полировались и пригонялись, а все остальное покрывалось чеканкой из листьев золота. Эта техника позволяла создавать громадные изваяния, казавшиеся сделанными цел иком из золота и слоновой кости.

Фидий умер в 431 году до нашей эры. Статуя Зевса Олимпийского пережила своего творца на девять столетий. Время ее гибели примерно совпадает с моментом разгрома Олимпии и прекращения Олимпийских игр, которые возродил в 1896 году француз Пьер де Кубертен.

Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

(Продолжение следует.)


К оглавлению номера Подшивка О газете