ПОБОРЕМСЯ С МОНОПОЛИЯМИ

Специалисты утверждают, что злоупотреблен не монополией на рынке со стороны объединения Одессамолоко на протяжении многих лет привело к уничтожению его собственной сырьевой базы. В результате Одессамолоко по сути уже не выдерживает конкуренции даже с одесскими продовольственными рынками - с тем же Новым базаром или Привозом...

Наиболее монополизированными в регионах - по старой советской привычке и старых советских кадрах как раз и является рынок молочных продуктов, мяса, птицы, яиц, муки и хлеба, производства сахара. На более высоком, государственном уровне, кроме естественны х монополий - рынки сырья и материалов легкой, машиностроительной, металлургической и химической промышленности. Для борьбы с монополиями и были разработаны Антимонопольным комитетом Украины проекты законов: 7 июня 1997 года Верховной Радой был принят за кон о конкуренции, 19 августа вышел Указ президента о естественных монополиях...

На сегодня Комитетом определены перечень 150 конкретных государственных структур монопольного типа, которые подлежат ликвидации или реорганизации согласно принятым законам. За первые шесть месяцев нарушители АМ-законодательства были вынуждены уплатить в о бщей сложности около 1,5 миллиона гривен штрафа - и эта цифра, похоже, еще не предел. Кроме контроля за монополиями на украинском рынке комитет должен ограничивать действия властных структур, если таковые приводят к искусственным барьерам или к убийствен ной конкуренции, а также контролировать создание компаний, СП, объединений - то что называется экономической концентрацией.

В общем, усиление антимонопольной деятельности в Украине теоретически должно привести к здоровой конкуренции и выходу рынка из-под давления государства. Во всяком случае, активную деятельность антимонопольного комитета сегодня должны заметить в ЕЭС - вед ь Европу до сих пор пугают глыбы монополий, оставшиеся в Украине с советских времен, соглашения с ЕЭС как раз и предусматривают гарантии здоровой конкуренции в государстве.

Многие вопросы по развитию конкуренции и применения антимонопольного законодательства поднимались на семинаре в Одессе. Председатель АМ-комитета А. Л. Завода встретился с руководителями города и области, принял участие в пресс-конференции. А специально дл я газеты Реклама Порто-франко выделил конкретные разделы антимонопольной политики в Одессе - это программа жилищно-коммунального сектора, которая должна уменьшить размеры платежей (вернее - устранить злоупотребления в коммунальных предприятиях, которые часто взи мают с жильцов больше денег, чем предусмотрено тарифами); обработка вопросов портовых проблем - на монополию порта сегодня поступает очень много жалоб; и - вопросы работы Одесской ТЭЦ, которая тоже является монополистом в регионе. Кстати, оди н из монополистов - Одессатопливо - уже был вынужден выделить из своей структуры топливные склады, но руководство объединения считает, что эта мера привела только к удорожанию угля.

А для журналистов на семинаре интерес представляли вопросы недобросовестной рекламы - в частности рекламы сигарет, запрещенной во всех развитых странах и вполне процветающей в нашем отечестве. К счастью (или к сожалению) для СМИ рекламой антимонопольный комитет перестал заниматься еще в июле 1996 года.

Материал подготовил Ян ЛИВСКИЙ.


К оглавлению номера Подшивка О газете