И БУДЕТ ГОРОД ВОЗРОЖДЕН

Знаменитые слова Пушкина о "самом важном" одесском недостатке сегодня актуальны, как и 170 лет тому назад; только в ту пору город страдал от нехватки воды "сверху", нынче ** от ее избытка "внизу".

Под землей, как утверждают профессионалы, текут целые реки. На углу улицы Гоголя и переулка Некрасова подземная река достигает полутора метров в ширину и три четверти метра в высоту. Это то, что известно достоверно, а сколько всего таких канализационных рек под нашими домами ** не ведает никто. Даже под зданием горсовета на Думской площади текут полнокровные реки, и ему грозит точно такая же участь, что и любой "развалюхе" в центре города.

Самое страшное ** для настоящего одессита, что огромный объем воды скопился под оперным театром; если ее оттуда срочно не отвести, здание мировой известности будет по-прежнему рушиться, трескаться, а там недалеко и до трагедии. То, чем занимаются сейчас у оперного, ** пародия на ремонт, ремонтные работы нужно начинать с фундамента, в противном случае все пойдет насмарку.

Самое обидное заключается в том, что в Одессе вполне достаточно людей, которые понимают опасность происходящего и знают, как ее устранить. Но они чаще всего не у дел.

** Иногда бываю на толчке ** сердце болит: чем занимаются мои коллеги-архитекторы, реставраторы?! Торгуют. Продают лифчики, трусики ** потому что нет работы.

Мой собеседник Георгий Халатович Асян ** реставратор. Пятнадцать лет назад он приехал из Тбилиси, чтобы реставрировать "Лондонскую"; подвесные потолки, как и многое другое в интерьере гостиницы, ** его работа. А в 1987 году в преддверии кинофестиваля "Одесская альтернатива", который, если помните, предшествовал "Золотому Дюку", когда выяснилось, что ни один кинозал города не соответствует фестивальному уровню, Георгий Халатович со своим кооперативом за 28 дней превратил кинотеатр "Родина" в фестивальный центр, где показы шли с утра до ночи.

После этого Г. Х. Асяна пригласил к себе тогдашний мэр В. К. Симоненко и предложил заняться ремонтом бывшего ТЮЗа в Театральном переулке. Это исконно театральное здание, которое не пустовало даже в годы войны (именно здесь находился знаменитый ресторан Петра Лещенко), к тому времени несколько лет стояло пустым и развалилось прямо на глазах. Строителям оставалось всего два-три месяца до окончания работ, но тут рухнул Союз, власть озаботилась совсем иными проблемами, и стоит во дворе напротив служебного входа в оперный театр прекрасное помещение, разрушаясь от времени и варварских набегов.

Георгий Халатович убежден, что еще не все потеряно: дали бы ему довести до конца начатое когда-то дело, менее чем за год город получил бы отличный театральный и концертный зал. Он верит в то, что рано или поздно городские власти спохватятся и начнут всерьез относиться к реставрации. "Не может быть, чтобы все запустили настолько, чтобы город рухнул", ** считает он.

А пока что занимается реставрацией на "отдельно взятом" кусочке городской территории. Был в переулке Некрасова страшный заброшенный подвал; Г. Х. Асян вывез оттуда 450 машин мусора и превращает запущенное помещение в уютный бар. Он хочет, чтобы собирались в нем коллеги-архитекторы, реставраторы, тем более, что рядом, в нескольких шагах ** архитектурное управление. И кто знает, может быть, именно здесь зародятся идеи, которые воплотятся после в проекты, делающие нашу старую Одессу Пальмирой не только по апокрифу.

Гелий АЛЕКСАНДРОВ.


К оглавлению номера Подшивка О газете