ФЛИБУСТЬЕРЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ БОРОЗДЯТ ВОДЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

А власти ОАЭ ловят их сообщников на берегу.

Торгово-промышленная палата Дубая опубликовала сенсационный доклад о фактах пиратства в Персидском заливе в 1996 году. Из него следует, что торговые суда в этой зоне продолжают подвергаться набегам современных морских разбойников. По оценке экспертов, только в прошлом году направлявшиеся в эмиратские порты суда разных стран понесли ущерб в $ 15 млн.

Размеры потерь достаточно велики, но, как уверяют руководители Торгово-промышленной палаты Дубая, все же изрядно меньше, чем в предыдущем 1995 году.

Международные организации продолжают фиксировать множество фактов бесследного исчезновения морских судов в этих краях, так как пиратство уже давно стало серьезной проблемой в зоне Персидского залива. В минувшем году было зарегистрировано более десятка случаев похищения торговых судов, большая часть которых направлялась в порты ОАЭ. Как уже установлено, грабежом на море занимаются главным образом выходцы из стран Азии, нелегально обосновавшиеся на небольших островах Персидского залива.

Следственные органы ОАЭ установили также факты причастности некоторых транспортных компаний, аккредитованных в эмиратских портах, к упомянутым инцидентам с торговыми судами. Чаще всего это небольшие и малоизвестные транспортные фирмы с числом сотрудников не более трех- четырех человек. Они просто-напросто служили наводчиками для пиратов. Получив нужную информацию от своих агентов на берегу, пираты приближаются к судну, находящемуся, как правило, в открытом море, либо под видом вооруженного мобильного поста одной из стран (часто они облачены в униформу ВМС какого-либо прибрежного государства), либо разыгрывая терпящих бедствие и призывая на помощь. Затем налетчики вполне в духе Средневековья мгновенно взбираются на борт торгового судна и с помощью оружия заставляют экипаж отогнать его к определенному месту - чаще всего к одному из небольших островов, разбросанных по всему заливу. Там они избавляют судно от груза - полностью или частично.

Имеется немало свидетельств тому, что в качестве пиратских гаваней нередко используются три острова - Абу-Муса, Большой и Малый Томб, принадлежность которых уже больше четверти века оспаривают ОАЭ и Иран. Абу-Даби настаивает на урегулировании вопроса в порядке международного арбитража; Тегеран решил положить конец спору, высадив там в 1992 году военно-морской десант.

Полный военный контроль Ирана над этими островами во многом послужил основой предъявленных ему в прошлом году обвинений в содействии морскому пиратству.

Эмиратские службы усилили охрану торговых судов вооруженными катерами, а также приняли меры превентивного характера: специально созданное бюро информации регулярно предупреждает капитанов иностранных судов о ситуации в зонах потенциальной опасности, проводит инструктаж с тем, чтобы разъяснить, как вести себя в случае, если командам судов все же придется столкнуться с нежелательными гостями Эмиратов. Дубай и Шарджа аннулировали лицензии десятка мелких транспортных компаний, чья причастность к морскому разбою доказана либо предполагается следствием.

Александр ШУМИЛИН.


К оглавлению номера Подшивка О газете