ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ В ШКУРЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО
Вы хоть день были подозреваемым в убийстве? Или в причастности к его совершению? Нет, нет, не за решеткой - на воле.
И пусть меня, как и десятки других людей, допрашивали в качестве свидетеля (чего, если я ничего не видел? Нужно, наверное, придумать другое процессуальное положение для этой категории), пусть проходило все самым доброжелательным образом, пусть убеждали меня: "Мы вас ни в чем не подозреваем", но я чуял свое место в жесткой прокурорско- милицейской сети. Достойное место среди тех, кто следствие обязано подозревать. Причина тому - острейший конфликт, случившийся между Борисом Федоровичем и мной несколько лет назад. Ругался он со многими, но я оказался среди тех единиц, которых Деревянко уже не простит никогда.
До этого были годы очень трудной, но счастливой работы в "Вечерней Одессе", было духовное родство с редактором, которого искренне всегда считал не только прекрасным журналистом, но и настоящим борцом за справедливость. А потом мне показалось, что Борис Федорович встал на путь недопустимых компромиссов, забвения тех журналистских принципов, которым учил. Следуя этим принципам, я, уж извините, не стал молчать. Отпора он терпеть не мог...
Непосредственно задержания убийцы я ждал сутки. Неужели сорвалось? Пошел спать. Почти в полночь 1 сентября меня разбудили:
- Порядок. Как и обещано.
- Что?! - пытаюсь сообразить спросонья.
- Взяли его.
ОН НЕ ЗНАЛ, КОГО УБИЛ
Утро 2 сентября прошло в поисках дополнительной информации. Превалировала версия о заказе на бытовой почве. Пробиться куда-либо было просто невозможно, особенно в Малиновский райотдел милиции, где допрашивали задержанного. Ждали министра внутренних дел и представителей Генеральной прокуратуры. Вскоре стало известно, что подозреваемого выведут на место преступления для воспроизведения обстоятельств его совершения.
В последний момент представители прокуратуры, увидев собравшихся журналистов, хитроумно сманеврировали, отменили воспроизведение, но провели его чуть позже, во время пресс-конференции.
Участвовали в пресс-конференции министр внутренних дел Юрий Кравченко, его заместитель Владимир Мельников, прокурор области Василий Иванов и начальник областной милиции Иван Григоренко.
Министр сделал официальное заявление о том, что задержан профессиональный убийца, который обоснованно подозревается в убийстве Бориса Деревянко. Убийство действительно заказное (многоступенчатое) и связано с профессиональной деятельностью покойного, что подтверждает основную версию. Версию о политическом убийстве правоохранительные органы даже не выдвигали. Задержали киллера за пределами Одессы, сопротивления он не оказал, потому что спал.
Больше ничего конкретного по этому преступлению сказано не было, поэтому воспользуемся достаточно точной информацией из неофициальных источников.
Преступник с сообщником ждал Бориса Федоровича в машине на стоянке на углу Гайдара и Академика Филатова. Когда Деревянко, по обыкновению, вышел здесь из служебной машины и двинулся пешком по правой стороне улицы, преступник обогнал его и держался впереди метрах в пятидесяти. Как всегда, пройдя стройку, редактор стал переходить дорогу, убийца - тоже, но уже в направлении жертвы. Четырежды выстрелив, преступник уже не видел, как мужчина упал. Скрылся он между домами ## 51 и 49, после чего вышел к магазину "Сантехника" на Гайдара и уехал оттуда на поджидавшем автомобиле.
О том, что он убил известного журналиста, киллер узнал на следующий день из газет и очень расстроился. Не по тому, конечно, что убил, а по тому, что его подставили: просто показали человека, в которого нужно стрелять, и пообещали 20 тысяч долларов (получил он только часть). Тогда-то он понял, что вляпался, что его из-под земли достанут.
Задержали убийцу, по всей видимости, в Тирасполе. На допросе он дал признательные показания. Подтвердил он их и на месте преступления. Вообще, выход на место был связан с очень большими предосторожностями: опасались, что бандитский снайпер, чтобы замести следы преступления, "грохнет" киллера. Его одели в бронежилет, каску- полусферу, темные очки (это уже просто для анонимности), охрана была очень надежная. Пока обошлось.
Основной заказчик сейчас, вероятно, находится за пределами Украины. Сам убийца в 1983 году окончил геолого-географический факультет Одесского госуниверситета и, кажется, преподавал какое-то время в школе. Ему под сорок.
НАС ПЫТАЛИСЬ ЛИШИТЬ ГОЛОВЫ
Министр внутренних дел рассказал, что в последнее время одесская милиция добилась больших успехов. Обезврежено полтора десятка преступных группировок, занимавшихся на протяжении нескольких лет похищением людей и убийствами. На счету только одной из них более пятнадцати заказных убийств.
В последние дни августа удалось предотвратить два покушения.
Состав - интернациональный, социальный и возрастной - одной группы вызвал искреннее удивление министра.
- Двадцать пять лет работаю, но ничего подобного не видел, сказал он. - Какой-то семейный подряд. Такое возможно только в вашем прекрасном городе.
В группу входили две 17-летние девушки, 17-летний юноша, профессиональный военный, мастер спорта по стрельбе, четырежды судимый, и его сын. Из захваченной квартиры по улице Пушкинской, 2, преступники хотели застрелить "одного из руководителей города". Мы закавычили слова министра, однако средства массовой информации, близкие городскому Совету, сразу же предали гласности его имя. Покушение планировалось на городского голову Эдуарда Гурвица. Должны были погибнуть и захваченные жильцы-заложники. Моментально было сообщено, что киллером якобы является сожитель дочери главного редактора областной газеты.
Как рассказал прокурор области Василий Иванов, по этому делу арестованы четыре человека, несовершеннолетние отпущены, так как не имеют к случившемуся отношения. Вопрос сожительства будет проверен. (Об этом происшествии мы обязательно расскажем подробно. - Ред.)
30 августа предотвращено покушение на руководителя одной из телевизионных компаний. Киллеры арестованы.
Министр внутренних дел просил о любых фактах, касающихся возможных покушений на журналистов, немедленно сообщать правоохранительным органам. Те уже примут меры.
Борис ШТЕЙНБЕРГ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |