ФАЛЬШИВЫЕ ИСКИ ДЛЯ УКРАИНСКИХ МОРЯКОВ

Директор АРК "Антарктика" Валерий Кравченко последние две недели провел в Марокко, где рассматривались последствия ареста плавбазы "Восток", траулера "Иван Кучеренко" и возможности дальнейшего рыболовецкого промысла украинских судов в регионе.

Вопрос заключения межправительственного соглашения с Марокко сложен и требует немалых усилий. Россия добивалась подобного соглашения долгие месяцы (украинские рыбаки, кстати, работали в рамках соглашения Марокко - Россия, но это не обеспечило им защиту от произвола). Инцидент в порту Дахла показал необходимость договора на правительственном уровне.

А события вокруг судов "Восток" и "Иван Кучеренко" развивались следующим образом: 17 марта этого года представители военно-морских сил Марокко объявили об аресте плавбазы "Восток", возвращавшейся домой после годичного рейса, и потребовали следовать в порт Дахла, хотя это могло привести к серьезной аварии, учитывая осадку судна. На запросы капитана и в дальнейшем руководства "Антарктики" внятную причину ареста марокканские власти назвать не смогли.

По требованию испанской компании "Ника Интернейшнл" был также задержан супертраулер "Иван Кучеренко". "Антарктике" в марокканском суде города Агадир был предъявлен иск на сумму 2,8 миллиона долларов. Реально "Антарктика" признала за собой долг в размере $ 450 тыс. Сегодня уже становится ясно, что часть документов, представленных испанской компанией, являются откровенной фальшивкой. "Ника Интернейшнл" могла обратиться в суд Испании или в Арбитражный суд Украины, но не сделала этого по вполне понятным причинам (в Испании, например, от компании суд потребовал бы залог в размере 30 % от суммы иска). Ситуация усложнилась еще и тем, что по марокканским законам в стране не имеют права работать иностранные адвокаты.

5 июня после внесения в марокканский суд залога в размере $ 500 тысяч был отпущен "Иван Кучеренко", а плавбаза "Восток" ушла из Марокко после прибытия в страну украинской правительственной комиссии и пришвартовалась в Ильичевском рыбпорту только 11 августа.

По одиссее "Востока" и "И. Кучеренко" и неправомерным искам испанской компании "Антарктика" на этот раз особенно ощутимо столкнулась с проблемой, которую сегодня решает новое руководство ЧМП во главе с А. Диордиевым. Пароходство уже пытается искать цивилизованные и эффективные решения столь острых вопросов ареста судов за долги. В последнее время Черноморское пароходство также нередко сталкивается с проблемой завышенных в десятки раз исков со стороны своих иностранных партнеров.

Подготовил Е. ЖАКОБ.


К оглавлению номера Подшивка О газете