(Продолжение.
Начало в NN 8, 9, 10 "Рекламы "Порто-франко".)
В конце концов прощелыгу помиловал Буш, всегда отличавшийся мягкотелостью, но Нобель от Хаммера все же ускользнул. Возможно, это была бы первая премия Нобеля, доставшаяся агенту ОГПУ.
"Я делаю деньги единственно для того, чтобы раздавать" - любил говорить наш герой. Его родные находили, что он не совсем искренен в этом заявлении. Когда в 1970 году умер его старший брат Гарри, старый мошенник отобрал у родственников вдовы дом в Миссисипи, который был у этой семьи на протяжении шести поколений, нажив "честные" 23 тысячи долларов.
Младший брат, Виктор, умер в 1985 году. Жена его находилась в доме для престарелых. Хаммер, ставший к тому времени мультимиллионером (портфель акций "Окси" был куплен в 1956 году на деньги той самой горемычной Фрэнсис, которую Хаммер оставил лежать на кремлевском паркете, завидев Горби), тут же принялся отсуживать наследство покойного братца, утверждая, что ссудил тому много денег на лечение.
Затем Хаммер прекратил ежемесячные платежи дому, где проживала вдова Виктора, поставив старуху в отчаянное положение. Мерзавец, правда, вынужден был сменить гнев на милость, так как весть о его жестокосердии просочилась в печать. Внесемейная благотворительность Хаммера принесла ему славу филантропа, но Эпстайн пишет, что он сулил гораздо больше, чем пожертвовал, а когда жертвовал, то чаще всего из чужого кармана. "Окси" щедро субсидировала Фонд Арманда Хаммера, а остальная благотворительность финансировалась за счет денег, лежавших на секретном счете в Швейцарии и выдоенных им из той же "Окси".
После смерти филантропа против его душеприказчиков возбудили иски и нью-йоркский музей "Метрополитен" (собиравшийся назвать именем Хаммера одну из своих галерей), и Институт Салка, и Национальный симфонический оркестр. Последний играл на его 90-м дне рождения в вашингтонском Центре им. Кеннеди, получив обещание о пожертвовании в 250 тысяч долларов. Денег оркестр при жизни Хаммера так и не увидел и поэтому возбудил иск после его смерти. Сумма всех подобных исков составила 3 миллиона долларов.
Один из самых красочных эпизодов, описанных в книге Эпстайна, касается картины Гойи, которую Хаммер преподнес с большой помпой Советскому Союзу в 1972 году, заявив, что это многомиллионный дар из его частной коллекции. На самом деле это была второстепенная работа Гойи, которую Хаммер купил по случаю всего за 60 тысяч долларов. Купив полотно, он передал право собственности на картину цюрихской корпорации, которая на бумаге принадлежала одному лихтенштейнскому фонду, но в действительности контролировалась самим Хаммером. Затем он попросил Фонд Арманда Хаммера купить у цюрихской корпорации уже за 160 тысяч долларов и заработал в один присест 100 тысяч долларов.
Результат: Эрмитаж приобрел не самого лучшего Гойю, Хаммеру аплодировали за очередной вклад в дело мира, а заодно он положил в карман 750 тысяч. Да, а немец получил Малевича.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |