...На Ришельевской угол Греческой расположился магазин меховых товаров от Павла Сорокоумовского, тут же, на Греческой, пестрели вывески страхового общества от огня "Саламандра", чуть дальше, на Ришельевской, между Дерибасовской и Греческой продавались чулочные товары и дамское белье в магазине И. М. Соловьева, на углу Дерибасовской и Екатерининской можно купить конфеты, мороженое пломберъ и бонбонъерки в товариществе Абрикосова. Открылись кондитерские Фанкони, Либмана, Костанди. Китайские товары непосредственного получения из Китая не залеживались в торговом доме "Леон Рабинович" на углу Пушкинской и Еврейской, голландские батистовые платки, шелковые фуфайки, нормальное гигиеническое белье, пух и перья на приданное, кашемировые одеяла всегда были в торговом доме братьев Альшвайнг на Дерибасовской.
В торговом доме "Князь Юрий Гагарин" на Сабанеевом мосту, 1 можно было купить портландский цемент, заказав пуд-другой по телефону #6- 62, приобрести несколько фунтов красненького императорского чая у "В. Высоцкого и Ко" на углу Екатерининской и Успенской или, если на то пошло, обмыть покупку шампанским"Луи Редереръ", "Шандонъ" или "Обертен", а то и "Жорж Гуле", заказав бутылку опять же по телефону # 4-91 в магазине Дубинина на Екатерининской (шампанское "Эксцельсиор" ввиду часных подделок этикека нуждалось еще и в специальном описании от одесского Товарищества виноделов).
На углу Дерибасовской и Ришельевской у Газелле увеличивали портреты и продавали канцтовары, а в доме Вагнера по ценам вне конкуренции можно было выбрать купальный костюм, заграничный зонтик или комплект чисто шерстяных нормальных изделий. На Приморском бульваре в гостинице Романовского останавливались купцы и богатые иностранцы - в номерах от 1 до 25 рублей в сутки и обедом с вином за 1 р. 25 коп., в более дешевой гостинице Адольфа Магенера на углу Пушкинской и Ланжероновской - всего за 5 рублей - те, кто победнее. А на Ланжероновской, 9 за 60 копеек предлагался иллюстрированный путеводитель по Одессе Василия Севастьяновича Кохановского... Примерно так вы можете представить себе Одессу в день столетия города, 22 августа 1894 года. Внешний вид центра с тех пор почти не изменился, фотографии тех лет позволяют легко узнавать очертания улиц и фасады десятков зданий. Город остался неподвижен, неподвижность - это одна из черт вечных городов. Но мы движемся сквозь него, в кровь стирая тела и души, как жили и менялись многие поколения до нас.
Памятник Дюку видел английские военные корабли в 1854, был мишенью для вражеских ядер, пуль интервентов в девятнадцатом, на нем остались следы осколков Великой Отечественной...
Из небольшого поселения на развалинах крепости, из татарского селения, там, где сейчас начало Ришельевской, с мусульманским кладбищем на месте улицы Греческой, всего за сто лет город превратился в один из богатейших европейских центров торговли с прекрасными мостовыми и дорогим водопроводом. О том, какими благодатными для Одессы были времена правления дюка де Ришелье, одесситы знают и верят во времена процветания "жемчужины у моря", как в старую, добрую сказку. Но вот о том, какой застал Одессу Дюк в свой первый приезд и что для города фактор правления ЛИЧНОСТИ, - знают немногие.
А в Одессу дюк де Ришелье приехал в 1803 году, и была Одесса к тому времени уже одним из оживленных портов Европы. "Но какой ужасный это был город: общественное управление находилось в руках мародеров, смотревших на общее достояние как на источник наживы. О благоустройстве и безопасности жителей не могло быть и речи. Одесса напоминала какую-то пиратскую колонию, местная администрация отличалась крайней беспечностью, взяточничеством, произволом и продажностью. В бухтах толпились отчаянные контрабандисты, а вокруг города бродили вооруженные бандиты, высматривая одиноких прохожих, разгуливали шайки цыган и мошенников". Знакомая картина, не правда ли?
Ришелье с первых же дней стал для всех образцов строгого и неподкупного администратора, образцового судьи, чего требовал и от своих подчиненных и за что помнят его потомки через двести лет. За 11 лет правления дюк де Ришелье навел в городе почти образцовый порядок, сделал Одессу веселой и благополучной, несмотря на полосу неудачных лет, войну, чуму. Сильно рискуя собственной карьерой, он однажды добился для Одессы разрешения самого императора на торговлю с Турцией в разгар русско-турецкой войны. На Дунае русские и турки убивали друг друга, а в Одессу за 1806 год зашло 400 турецких торговых кораблей, и город был спасен от голодной смерти собственными врагами.
Такова история личностей в истории нашего города.
И есть еще одна история-анекдот: Одессу к процветанию может вывести только градоначальник-француз (а почему бы и нет?), не испорченный властью в родном отечестве, или генерал, победивший Наполеона. На меньшее Одесса, кажется, не согласна.
Подготовил Ян ЛИВСКИЙ.
В статье использованы материалы Областного государственного архива, а
также данные справочника В. С. Кохановского 1894 года издания.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |