ИМПРОВИЗАТОР

- Мне бы хотелось поговорить о твоих телепроектах. По поводу "Русских гвоздей" пришлось слышать самые разнообразные оценки. Умный Артемий Троицкий молвил: "Фоменко ищет в каждой песне потаенный смысл, да так толком ничего и не находит". Другое мнение - Фоменко борется с пошлостью нашей эстрады. А сам что ты на это скажешь?

- В принципе, это лишь актерская практика. Я сейчас играю в театре, снимаюсь в кино, поэтому всегда надо быть в форме. Я вообще театральный артист по образованию. И эти же маски, которые я надеваю в "Гвоздях", - это разминка в эфире, упражнения первого курса театрального института. Но осенью "Русские гвозди" уже не будут в эфире. Я считаю, любая телепередача должна выходить от силы год, потом надо делать что-то новое.

- Но "Русские гвозди" - это еще и реклама для поп- звезд?

- Конечно.

- Или антиреклама?

- Да нет. Во-первых, из-за неожиданных комментариев песни лучше запоминаются. Артисты это прекрасно понимают. Я по крайней мере каких-то нареканий с их стороны в свой адрес не получал.

- Твои колкости - сплошь импровизация?

- Да, я только заранее отсматриваю клипы и больше ничего. А то, что говорю, - это уже непосредственно в камеру.

- Создается впечатление, что ты таким образом можешь поиздеваться практически над любой песней.

- Так вообще-то и есть. Это не составляет никакого труда. Можно даже прокомментировать любое стихотворение Пушкина. Но это труднообъяснимая вещь - сочетание музыки и текста. Бывает так, что и музыка вроде никакая, слова плохие, но все вместе получается очень неплохо. В этом есть такая энергия творческая, что поиздеваться никак не получается. Или вот говорят сейчас: "Хит написать - плевое дело. 20 "юбочек из плюша" - да хоть сейчас". Ничего подобного. Можно написать только одну "юбочку из плюша". Сколько ни раскручивай песню, но если хотя бы микронные доли в этих шестеренках не совпадают - ничего не произойдет.

- Коль, многие люди думают, я это просто знаю, что ты и в жизни такой же, каким выглядишь на телеэкране, - нагловатый и бесцеремонный.

- Но при этом люди приходят в театр и видят совершенно другое. Что я могу делать, я - артист. При чем здесь мой характер? За свою жизнь я сыграл, может быть, 250 тысяч образов. Зритель и не должен разбираться, где я сам. Я - совсем другой. Это и есть задача артиста - чем больше он не ассоциируется сам с собой, тем лучше. За последнее время зритель уже забыл, что такое настоящий артист.

- В основном твои хохмы в "Русских гвоздях" - это то, что называют юмором ниже пояса. Но шутить на эту тему не трудно.

- Можно глобально шутить на любую тему, когда есть какой-то общий национальный статус. Вот в СССР был имперский дух, и шуток было море. По поводу политики, по поводу быта. Сейчас нет единства, шутить трудно, и мой юмор вертится вокруг мочеполовой системы. Это не всегда так, но это единственное, что понятно и доступно. Ведь пошлость - тоже вещь узкоспециальная.

Вот, например, нельзя надевать белые носки к черному костюму. Ну, нельзя. А Майкл Джексон берет и надевает. И ходит. И весь мир повторяет за ним. Что это, плохой вкус? Я не призываю ругаться матом с экрана. Но поднять разговорный жанр можно только живым нормальным языком.

- У тебя в "Империи страсти" девушки раздеваются топлесс...

- Отлично, пусть девушки всего мира ходят раздетые! Я буду этому только рад, если произойдет революция и спустя сто миллионов лет выяснится, что красивая женская грудь - это красиво. Только вот думаю, удобно ли это в быту?

- Ты выступаешь по ТВ, на радио, снимаешься в кино, играешь в театре. Считаешь, что такого хорошего человека, как Коля Фоменко, должно быть много?

- У меня есть чувство меры. Когда пойму, что хватит, - уйду сразу. Честно говорю.

Александр МЕЛЬМАН.


К оглавлению номера Подшивка О газете