Мирон Семенович Петровский -- автор блестящих книг и исследований. Но поскольку его профессия -- литературовед, книги эти во многом остаются достоянием достаточно узкого круга читателей, хотя среди этого узкого круга М. Петровский пользуется авторитетом человека не только талантливого, но и честного, не меняющего свои взгляды под дуновением моды. Его размышления о современной литературе, шире -- о современной культуре -- выношены и, можно сказать, выстраданы.
-- О том, что культура гибнет, не говорит нынче только ленивый. Но, может быть, все дело в том, что не появляются в последние годы общепризнанные шедевры, вроде "Войны и мира" или "Мастера и Маргариты". Глядишь, один такой шедевр и прекратил бы разговоры о гибели...
--Стоит ли говорить, что и в более спокойные времена шедевры создаются далеко не каждый год? Впрочем, это слишком простое объяснение.
Крушение, которое пережила некогда великая держава, ныне распавшаяся на несколько самостоятельных государств, не может не сопровождаться гигантским количеством процессов, которые просто трудно осмыслить на ходу. Есть такая теорема, которая утверждает, что невозможно описать систему, находясь внутри ее. Мы же как раз находимся внутри процесса, и потому понять, "куда ведет нас рок событий", очень и очень сложно.
Пожалуй, лишь одно ясно: главная проблема культуры сегодня находится как бы вне ее пределов. Экономические проблемы настолько сложны, что даже если бы сегодня появился шедевр, люди вряд ли бы об этом узнали. Как ни крути, а культурно-созидательная деятельность строится на какой-то экономической основе.
-- Вы говорите о созидательной деятельности. Но сейчас, на мой взгляд, превалирует деятельность разрушительная, а именно: категорический отказ от культуры предшествующего периода, как будто в советские времена не было создано ничего выдающегося...
-- Наши соотечественники вне зависимости от того, каких политических взглядов придерживаются, очень часто являются самыми настоящими большевиками по складу своей натуры. Этот тотальный большевизм, кстати, многое объясняет в нашей истории. Так вот, люди, которые яростно отрицают "большевистскую культуру", даже не осознают, насколько они сами -- большевики. Им и в голову не приходит, что, кроме двух цветов -- белого и черного или красного и белого, существует множество оттенков.
Наши "большевики" не только выплескивают вместе с водой ребенка, они при этом и корыто выбрасывают. И никак не понять им той простой мысли, что те, что жили до нас, были людьми вполне определенного времени и несли в себе весь груз ошибок, заблуждений, но и пророчеств. Как, кстати говоря, и мы с вами.
Возьмем конкретно творчество Горького, которого сейчас считают чуть ли не "певцом сталинизма". Всемирная слава пришла к Горькому вовсе не в советскую эпоху, а гораздо раньше. И как писатель Горький не может быть сведен исключительно к "Песне о Соколе", "Песне о Буревестнике" или роману "Мать". Он -- автор многих других блестящих произведений. А созданные им литературные портреты вообще не имеют равных в мировой литературе.
И ни в коей мере нельзя сбрасывать с "корабля современности" наш культурный капитал.
-- Есть еще одна тема, очень актуальная ныне. Украина стала самостоятельной страной, и государственным языком стал, естественно, украинский. Но очень многие жители страны не воспринимают этот факт и считают "украинизацию" чуть ли не порождением дьявола. Как быть в этой ситуации?
-- Когда-то, еще в начале восьмидесятых годов, я выступал в одной школе. И сказал ребятам следующее. Мы живем в условиях русско-украинского билингвизма. Такова реальность, нравится нам этот или нет. Что же делать, чтобы сохранить в чистоте русский язык, чтобы он не превращался в "суржик". Выход один: терпеливо и трудолюбиво изучать украинский язык. То же самое и по поводу сохранения чистоты украинской речи: следует добросовестно учить русский язык.
Ничего другого я не могу предложить.
Беседу вел
Андрей ТИШКОВ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |