О том, что без развития ядерной энергетики невозможно обеспечить светом страну, не обладающую достаточным количеством сырьевых источников, догадаться нетрудно. Труднее преодолеть "синдром Чернобыля". Всеобщий страх после аварии на Чернобыльской АЭС был настолько велик, что тут же последовал мораторий на строительство новых АЭС и ввод в действие мощностей на действующих станциях. Привело это к печальным последствиям. Если в развитых странах мира с их энергосберегающими технологиями производится на душу населения более 5 тысяч кВт x ч электроэнергии, то в Украине эта цифра составляет 3 тысячи. Более того, как доказывают исследования, станции, работающие на угле, куда опаснее для здоровья человека, поскольку выбрасывают в атмосферу различных радиоактивных элементов, содержащихся в угле, куда больше, чем АЭС. С этими цифрами нас познакомили на Южно-Украинской АЭС.
Можно было, конечно, заподозрить, что атомщики блюдут "честь мундира" и потому стараются продемонстрировать, какие они хорошие, но поход по станции убедил нас, что в их стремлении показать преимущества АЭС есть объективная правда. Меня лично больше всего поразила чистота. Такой не видел нигде, хотя перебывал в своей жизни на множестве предприятий бывшего Союза. Здесь почти в равной степени чисто и в конференц-зале, и в помещении управления, и в машинном зале. Чисто и относительно тихо. Проходя по станции, невольно думаешь, что таким и должно быть производство будущего: чистота, относительная малочисленность людей и огромный объем работы. Девять тысяч работников станции (оперативного персонала, т. е. тех, кто непосредственно имеет отношение к выработке энергии, и того меньше -- 700 человек) производят без малого 9% всей электроэнергии Украины. И если у нас более или менее благополучно с электричеством (отключения -- не вина энергетиков) -- тот за счет того, что Южно-Украинская АЭС вырабатывает энергии почти столько же, сколько всего потребляют ее Одесская, Николаевская, Херсонская области. Могли бы работать и лучше, да вечная проблема последних лет -- неплатежи. Станции задолжали более 275 млн. долларов. Вот свежий пример: в ноябре отпущено энергии потребителям на 5 млн. гривен, получено всего лишь 850 тысяч. Одесская область задолжала 46 млн. гривен. Нужны ли комментарии?
Тем не менее атомщики работают. Более того, удалось даже прекратить текучку кадров, особенно заметную в 1992-93 гг., когда много специалистов перебралось в Россию. Платили бы потребители в срок -- работали бы лучше.
А что касается ядерной опасности, то при нас несколько раз замеряли радиационный фон на станции. Он здесь в несколько раз ниже, чем даже в наших квартирах.
Александр Галяс.
Южноукраинск -- Одесса.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |