Самый молодой из руководителей отделом госдепартамента 34-летний кандидат экономических наук, доцент Олег Иосифович Сичук летом нынешнего года назначен начальником отдела научно-технической политики и инвестиций. Этой ответственной и весьма хлопотной должности предшествовали годы учебы, а затем и работы в Одесском институте инженеров морского флота. В госдепартаменте Олег Иосифович работает почти со дня его основания. Он активно участвует в разработке многих программ и документов, связанных с развитием морского и речного транспорта Украины и, как истинный одессит, считает, что дела морские неотделимы от забот городских. Эти общие проблемы и стали фундаментом нашей беседы.
Будучи депутатом горсовета прошлого созыва, Олег Сичук участвовал в разработке концепции свободной экономической зоны в Одессе.
-- Почему госдепартамент морского и речного флота Украины базируется не в Киеве, а в Одессе?
-- Это совсем не случайное, а глубоко продуманное решение. Никто не может отрицать, что Одесса -- морская столица Украины, ибо здесь базируется самая крупная судоходная компания, крупнейшие морские порты, судоремонтные заводы. Одесса -- морские ворота для выхода через Черное море в любую точку земного шара. Для связи с Кабинетом Министров, правительством у нашего госдепартамента есть координационное управление в Киеве. Это небольшое, но очень важное подразделение, обеспечивающее и оперативную связь, и оперативное решение многих насущных проблем.
-- Входя в состав Министерства транспорта, имеет ли госдепартамент полномочия решать самостоятельно те или иные вопросы?
-- Прежде всего, госдепартамент -- орган исполнительной власти. И все структуры морского и речного транспорта страны подчиняются нам. После утверждения нового статуса в начале нынешнего года расширены наши права по обеспечению безопасности мореплавания, формированию нормативно-правовой базы. Нами уже разработаны и утверждены Кодекс торгового мореплавания Украины, программа перспективного развития отрасли. Среди важных документов, разработанных по заданию госдепартамента, -- "Долгосрочная программа стабилизации и развития Черноморского пароходства", "Концепция развития морских портов и судоремонтных заводов", "Национальная программа развития и обеспечения жизнедеятельности торгового флота Украины до 2000 года".
Мы работаем со всеми судоходными компаниями на территории Украины (государственными и частными), выдаем им лицензии на право плавания, агентирования и фрахтования. И, что не менее важно, проводим единую научно-техническую политику с помощью морских научно-исследовательских институтов ЧерноморНИИпроект и ЮжНИИМФ. Одно из важных мероприятий сегодняшнего дня -- разработка программы по транскавказскому транспортному коридору, который дает выход на порты Грузии и далее на Азербайджан и Иран. Это один из четырех транспортных коридоров, проходящих по Украине. А в общем, мы обеспечиваем выход в любой "коридор" из черноморских морских портов на Грецию, Италию и другие страны.
-- Выходит, деятельность госдепартамента распространяется чуть ли не на всю Украину?
-- Вы не ошиблись, ибо наши предприятия растянуты от Чернигова до Рени и от Одессы до Крыма, охватывают Черное и Азовское моря, такие мощные водные магистрали, как Дунай, Днепр. А если перечислять наше "хозяйство", то в него входит 6 государственных и более 50 судоходных компаний, 18 морских и 14 речных портов, 8 судоремонтных заводов, институт повышения квалификации кадров и уже названные НИИ. Но дело не только в количестве предприятий, а в их действенности. Так, к примеру, Ильичевский СРЗ освоил наряду с судоремонтом и судостроение катеров. Там же изготовляют морские контейнеры. В Одесском порту недавно задействован контейнерный терминал, а для морских пассажирских перевозок важную роль сыграла реконструкция морского вокзала.
-- Какие у госдепартамента планы перспективного развития морского транспорта?
-- Делаем все возможное для ввода в эксплуатацию канала Прорва, соединяющего Дунай с Черным морем. Это принесет не только весомую экономию средств, к но и прибыль. В настоящее время суда проводятся через Сулимский канал, и за проход каждого судна приходится платить Румынии. Ввод в строй канала Прорва позволит не только избавиться от этой оплаты, но и постоянно получать немалые деньги от других судоходных компаний, а эти средства можно использовать на нужды развития отрасли и Одесского региона. Как одессит и должностное лицо я убежден в том, что морской департамент должен работать в тесном контакте с Одесским горсоветом и облгосадминистрацией для развития, реконструкции Одессы. Общими усилиями, надеюсь, нам удастся многое сделать. Морская столица Украины должна быть благоустроенной, чистой, ухоженной, быть престижной визитной карточкой Украины.
Беседовал с Олегом Сичуком и фотографировал
Михаил РЫБАК.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |