ТРИ ГРОША ЛЮБВИ

В Одесском Театре музыкальной комедии прошли премьерные спектакли шоу "Трехгрошовая любовь" по пьесе Б.Брехта-К.Вайля "Трехгрошовая опера". Постановка народного артиста Украины Э.Митницкого. Сценография С.Зайцева. Балетмейстер -- И.Дидурко.

"Трехгрошовой опере" на советской и постсоветской сцене почему-то не слишком везет. Мировой шлягер Брехта-Вайля ставился многократно, среди режиссеров, обращавшихся к этой пьесе, такие имена, как А.Таиров, В.Плучек, А.Гончаров, И.Владимиров и другие, но театральным событием не стал ни один из этих спектаклей. Правда, в Одессе сохранились полулегендарные воспоминания о дипломной работе курса музыкальной комедии Матвея Ошеровского, в которой впервые заявили о себе многие бывшие и нынешние мастера нашего театра, но тридцать лет спустя трудно понять, связаны ли эти восторги с самой постановкой или же с юностью ее участников. Теперь же к "Трехгрошовой" обратился сам Театр музкомедии, поручив эту сложную работу киевскому режиссеру Эдуарду Митницкому.

Написав на афише "сценическая версия театра", постановщик избавил себя от необходимости объяснять смысл и оправданность переделок оригинала. А переделки эти весьма существенны, начиная от замены некоторых музыкальных номеров и заканчивая глобальным -- полным отказом от использования т. н. "остранения" -- сценического приема, который, собственно говоря, и является главным вкладом Брехта в мировой театр и который именно в "Трехгрошовой" впервые доказал право на существование.

Э.Митницкий, по существу, поставил собственный спектакль на сюжет, предложенный Б.Брехтом. От Б.Брехта в этом спектакле -- часть текста и как бы вынужденная широта замысла, от К.Вайля -- часть музыки, от Э.Митницкого с помощниками -- все остальное. Политическую сатиру "Трехгрошовой оперы" режиссер превратил в развлекательное шоу "Трехгрошовая любовь", попытавшись найти равнодействующую между очевидной актуальностью и сценической забавой. Хорошо это или плохо? Так вопрос нельзя ставить. Как ни банально звучит, но оценить этот спектакль может только время. Пойдет зритель на него -- значит, режиссер победил; не вызовет спектакль большого интереса -- значит, победил Б.Брехт, лишний раз доказав, насколько опасно переделывать великую пьесу, не будучи одного уровня с ее автором.

Но в любом случае спектакль Театра музкомедии прекрасная школа для его актеров, явно застоявшихся в своем жанре. Это в равной степени относится и к таким мастерам, как М.Демина, Б.Боровский, С.Ковалевский, В.Фролова и к молодым исполнителям. Труднее всего приходится В.Фролову: он играет определяющую роль Мекхита и является главным помощником постановщика. Меньше всего претензий к балету. Очень молодые танцовщики придают постановке тот самый азарт, которого часто не хватает актерам.

"Трехгрошовая любовь" Э.Митницкого начала свою жизнь на сцене Театра музкомедии. Станет ли она для театра тем, чем стала в конце шестидесятых "Трехгрошовая опера" Матвея Ошеровского? Нам не дано предугадать. Подождем...

Андрей ТИШКОВ.

На снимках Михаила РЫБАКА:

В сцене из спектакля заслуженный артист Украины Владимир Фролов в роли Мекки-Нож.

Джонатан Пичем -- заслуженный артист Украины Борис Боровский.




К оглавлению номера Подшивка О газете