Анатолий БЕРЛАДИН: А ПРЕСТУПНИКОВ -- БУДЬ ОНИ КАВКАЗЦЫ, СЛАВЯНЕ ИЛИ ПРИБАЛТЫ -- ВСЕ РАВНО НЕ ПЕРЕСТАНЕМ ЛОВИТЬ!

Состоялась пресс-конференция начальника Одесского городского управления УМВД Украины в Одесской области полковника милиции Анатолия Берладина.

Хотя подводились некоторые итоги работы одесской милиции за одиннадцать месяцев года (а они, в общем-то, не хуже, чем в прошлом), подождем со статистикой до конца 96-го. Организаторы пресс-конференции не скрывали, что основной ее целью является желание объясниться с общественностью по поводу серии ноябрьских убийств и оголтелой кампании по дискредитации правоохранительных органов, якобы проводящих античеченские акции в Одессе. На пресс-конференции некоторые суперрадетели прав человека (вернее, отдельных людей) договорились даже до обвинений в сегрегации...

20 убийств совершено в Одессе в ноябре. Пятнадцать из них раскрыты, причем речь идет не только об очевидных бытовых убийствах, а о таких, для раскрытия которых требуется высокий профессионализм, слаженность, настойчивость.

Пять так называемых заказных убийств не раскрыто. Случаи такого типа, когда теща "заказывает" прибить зятя, в эту категорию не входят, говорят обычно о преступлениях, совершенных на профессиональном уровне с применением огнестрельного оружия либо взрывчатых веществ, когда жертвами становятся предприниматели, журналисты, другие лица либо идут межгрупповые криминальные разборы.

В ноябрьских убийствах, по словам А.Берладина, четыре жертвы -- "это явно выраженные преступные авторитеты". Особняком стоит убийство чеченского певца Имама Алимсултанова и его коллег Абуязида Шаипова и Беслана Омарова. Эти убийства трех человек произошли 8 ноября в квартире по Адмиральскому проспекту.

Зачастую при преступных разборах речь об одесских делах даже не идет. Так, в одном из эпизодов потерпевшая сторона задолжала другой преступной группировке два миллиона долларов, и это лишь малая часть денег, которыми оперируют эти граждане.

После убийства 8 ноября, отметил Анатолий Берладин, была создана мощная оперативно-следственная группа, состоящая из опытнейших четырех следователей и двадцати оперативных сотрудников; со стороны милиции ее возглавил заместитель начальника городского управления Выходец, со стороны прокуратуры (ей это дело подследственно) -- старший следователь по особо важным делам Приморской райпрокуратуры Столяров.

Были выдвинуты четыре версии убийства, все отрабатываются в равной мере. Одна из версий -- политическое убийство, на чем настаивают представители чеченской диаспоры.

В записной книжке Алимсултанова были найдены 126(!) номеров одесских телефонов без адресов. Когда были установлены адреса, то по устному поручению следователя работники милиции пошли по ним, чтобы узнать, какое отношение эти люди имели к погибшему. Лишь п о нескольким адресам должны были проживать чеченцы (кстати, проверки проводились и по сотням других адресов). Но неожиданно в одной из квартир по ул. Академика Королева, где должен был проживать одесский слесарь Кудюкин, оказалась семья исполняющего обязанности организации "Конгресс вайнахов" У.Акаева, снимавшего квартиру. После случившегося 8 ноября пускать в квартиру каких-то людей, представлявшихся сотрудниками милиции, поначалу не хотели, но потом, после телефонных звонков, пустили. Насколько законно вели себя сотрудники милиции при получении доступа в квартиру, выяснится в ходе служебного расследования, но уже сейчас А.Берладин признает, что никто не обязан был впускать в квартиру милиционеров, это могло быть только по доброй воле проживающих (то же самое -- и в отношении других квартир). Но возникает вопрос: зачем же ставить сотрудников, имеющих приказ, в двойственное положение?

Кабинет Министров Украины и областная госадминистрация, напомнил Анатолий Берладин, приняли решения, которые позволили гражданам Чеченской республики Российской Федерации (а для нас они по-прежнему являются россиянами) и другим иностранцам из районов боевых действий получать статус беженцев. В постановлении Кабмина указано, что органы местной власти сами определяют места жительства беженцев. В решении областной администрации ╬ 44 от 25 марта 1995 года определено, что сначала беженцы направляются в пункт в ременного размещения -- дом отдыха "Красные зори", а затем в места проживания: Кодымский, Котовский, Любашовский, Фрунзенский, Ширяевский районы Одесской области. Город Одесса в их число не входит.

Что же показали проверки, проведенные в марте и августе 1996 года милицией совместно с отделом миграции? Все чеченские беженцы сконцентрировались в Одессе. Из 333-х (а по оперативным данным их около восьмисот) получивших статус -- беженцев лишь двадцать зарегистрировались в райотделах, как того требует законодательство Украины от всех иностранцев (в 3-дневный срок). Тридцать человек никогда не проживали по адресу, который они указали; восемь дали вымышленные адреса, очень многие не продлили 3-месячный срок своих "временных справок" и таким образом нарушили наше законодательство -- за это они оштрафованы по статье 203 Административного кодекса Украины. О какой дискриминации идет речь, если из 345 обратившихся за статусом беженцев граждан Чечни отказано был о лишь двенадцати (на определенных законом основаниях, но и это решение можно обжаловать в суде)? Кроме того, 39 уроженцев Чечни постоянно прописаны в Одессе, из них 23 -- по договору купли-продажи жилой площади, остальные прописаны к близким родственника м: жена к мужу, сын к матери и т. д.

-- Чем меньше они будут нарушать законы, тем меньше мы будем обращать на них внимание, -- сказал начальник одесской милиции.

Основная масса лиц, помещенных в приемник-распределитель, -- украинцы и русские. Граждан, условно называемых кавказцами, из 824-х -- 226, из них чеченцев -- 17.

В ноябре милицией к ответственности привлечены 184 кавказца (выборки сделаны специально к пресс-конференции), из них к уголовной ответственности -- 13, к административной -- 168, (157 -- за нарушение паспортного режима). Так вот, к административной ответственности привлечен один чеченец!

С другой стороны, сейчас содержится под стражей один из предводителей чеченской преступной группировки, другой недавно в Харькове получил 11 лет. Нам известны три преступных группировки в Одессе, заявил Анатолий Берладин, которые возглавляют чеченцы. В составе каждой -- 20-25 боевиков. Естественно, возникает вопрос: почему не берем их, как, впрочем, и многих других? Сразу встречный вопрос: и в Одессе, и во всем мире слышали о "Коза ностре", почему же не "сидят" ее главари? Дело в том, что доказывать их преступления очень трудно, но мы руки не опускаем, гарантирую вам, что мы многих посадим. Считаю, что развязанная кампания против милиции имеет целью дать нам по рукам, чтобы мы не совались в дела чеченской диаспоры, часть которой неизвестно чем занимается, живет на неизвестно какие средства. Заявляю, что этим провокациям будет дан отпор. А преступников -- будь они кавказцы, славяне или прибалты -- все равно не перестанем ловить!

Записал Борис ШТЕЙНБЕРГ.




К оглавлению номера Подшивка О газете