-- С одной стороны, Конституция гарантирует получение бесплатного образования, с другой именно в образовательной сфере хронический дефицит средств... Как разрешить это противоречие?
-- Если Конституция декларирует право на получение бесплатного образования, то следует определить, что понимать под этим термином. Ведь образование может быть начальным, средним, высшим. И в зависимости от того, как решится этот вопрос, следует установить финансирование сферы образования. Я, например, убежден, что вузов в Украине -- более чем достаточно, к тому же чрезмерен крен в сторону технического образования в ущерб гуманитарному.
Конечно, конституционные гарантии необходимо выполнять, но общешкольное образование состоит из таких компонентов, как государственный, региональный и непосредственно данной школы. Иными словами, существует государственный стандарт -- какие предметы необходимо изучать обязательно и в каком объеме, но, кроме того, власти региона и руководство школы могут самостоятельно определять, какие дисциплины следует изучать более углубленно.
Но пока что такого разделения нет ни в Конституции, ни в правительственных постановлениях. Будь в той же Конституции четко обозначено, что каждому гарантировано бесплатное получение государственного стандарта образования, то было бы ясно, что прочие компоненты могли бы стать частично оплачиваемыми. В этом мне видится определенный выход из нынешней критической ситуации.
Бюджетных средств на образование не хватает; задолженность по зарплате учителям города составляет 6 месяцев. Это уже катастрофа. Когда приезжала в Одессу комиссия под руководством вице-премьера Кинаха, нам предложили привести количество заведений образования в соответствие с возможностями бюджета. Но как можно сделать это по отношению к школам? Выгнать детей на улицу?!
Частично выход нашли в том, чтобы удлинить зимние каникулы до двух месяцев -- с 23 декабря по 22 февраля. Правда, в этом году не будет в школах отключаться отопительная система, поскольку по печальному опыту прошлого года поняли, что никакой экономии реально не получается. Потому школы работать не будут, но температура будет поддерживаться на уровне 57 градусов, чтобы не разморозились системы. Таким образом будет достигнута некоторая экономия.
Если же говорить о перспективе, то я убежден, что и у нас, как во всем мире, станет развиваться частное образование. Сейчас в Одессе лишь одна частная школа, к которой нет претензий, "Интеллект", но тенденция к их увеличению прослеживается; появились хорошие частные детские сады и дай Бог, чтобы их становилось больше. Я все же уверен, что со временем у нас станет больше людей, которые хорошо зарабатывают (именно зарабатывают!) и смогут направлять своих детей в элитные учебные заведения. Так, как это происходит на Западе, где уже давно считают, что самое выгодное "вложение капитала" в образование своих детей.
-- Думать о будущем, конечно, следует. Но как быть сегодня, когда масса педагогов просто голодны. И чему может и захочет научить детей голодный, озлобленный человек?
-- Вы правы, учитель, думающий о куске хлеба, мало что сможет дать детям. Учитывая нынешнюю катастрофическую ситуацию с зарплатой, я своим приказом отменил проведение всех проверок в школах, потому что, не выплачивая людям зарплату, мы просто не имеем морального права их жестко контролировать. Я отменил также конкурс "Учитель года".
Но вместе с тем исполком горсовета делает все, чтобы погасить задолженность по зарплате. Мэр выдал распоряжение о продаже с аукциона большого количество объектов нежилого фонда (пусть не пугаются одесситы: ни одного школьного здания продано не будет, а продавать станут кинотеатры, которые фактически пустуют и т. п.). И я надеюсь, что экстраординарные меры горисполкома позволят погасить задолженность учителям до Нового года.
Профсоюзы призывают к бессрочным забастовкам. Но разве это выход? Разве забастовка решит наши проблемы? Во-первых, с момента забастовки зарплата начисляться не будет; во-вторых, это приведет к тому, что у детей фактически продлятся каникулы (а они и так двухмесячные). Кто от этого пострадает? И учителя, и дети! Ведь школьную программу все равно нужно выполнять. Дорогие учителя, потерпим до конца года!
-- Но учителей и так все время уговаривают: потерпите. Почему они на этот раз должны поверить?
-- Потому что горисполком делает конкретные шаги. Скажем, достигнута договоренность с ЖЭУ, что учителям может погашаться задолженность по зарплате за счет их задолженности за жилье. Далее, город пошел на то, что те заводы, которые имеют задолженность перед городским бюджетом, могут погашать ее за счет поставок тепла школам и т. п. Приходится идти на бартер, т. е. выдавать зарплату учителям крупой, гречкой, макаронами, сгущенным молоком. Словом, делаются шаги, чтобы ситуацию как-то изменить к лучшему. Город не оставит учителей без внимания.
Беседу вел
Андрей ТИШКОВ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |