АСПИРАНТУРА: ТЕРРА ИНКОГНИТА

-- Зачем люди сегодня поступают в аспирантуру? -- спросил как-то меня один знакомый.

-- Ну-у, заниматься наукой, сдавать кандидатский минимум, писать диссертацию, защищать ее...

-- Ты не поняла вопроса. Зачем они это делают сегодня?

Действительно, зачем сегодня люди поступают в аспирантуру и что, собственно, они там делают в течение трех лет?

Во-первых, сразу оговоримся, что аспирант в вузовской иерархии занимает довольно-таки двусмысленное положение. Он уже не студент, хотя еще не преподаватель. Он еще получает (вернее, не получает более чем по полгода) стипендию, но уже имеет так называемую педагогическую практику, а именно: проводит семинарские и практические занятия со студентами.

Кроме того, аспирант должен работать над темой своего диссертационного исследования и еще, весьма желательно, где-то подрабатывать, чтобы прокормиться.

Каковы же причины, заставляющие сегодня молодых людей "идти в науку"? Вопрос удовлетворения больного честолюбия за счет учебы в аспирантуре сегодня не стоит, поскольку она (учеба) сегодня, во-первых, не является престижным занятием; во-вторых, не дает твердой уверенности в получении затем места работы и стабильного социального статуса, каковым раньше являлся статус научного работника.

Перед вами ряд причин, побуждающих к поступлению в аспирантуру, наиболее часто называемых аспирантами. Нумерация соответствует частоте упоминания причины. Итак, наиболее часто упоминаемая Причина N 1. "После окончания вуза искал работу, ничего интересного не подвернулось. Решил: поступлю пока в аспирантуру, вроде при деле буду, а тем временем что-нибудь стоящее подыщу". Нельзя не отметить, что многие аспиранты рассматривают сегодня свою учебу в аспирантуре как способ "потянуть время", своеобразный затяжной прыжок во взрослую и такую неприветливую жизнь. И, как правило, найдя приличную работу и почувствовав твердую почву под ногами, аспирантуру бросают.

Причина N 2. Для иногородних: учеба в аспирантуре дает возможность остаться жить в Одессе и (самое главное, если с деньгами плохо) сохранить за собой место в общежитии вуза. Далее события, как правило, развиваются по уже знакомому сценарию (см. предыдущий абзац).

Причина N 3. Выражается в виде простой формулы: неплохая стипендия (когда дают) + дополнительный заработок + относительно свободный режим = "жить можно".

Причина N 4. Желание родителей видеть свое ненаглядное чадо в рядах научных работников. Особенно характерно для "династий ученых" и для "новых русских" ("новых украинцев" и т. д.).

Причина N 5. Характерна для тех, кто уже нашел неплохую работу и теперь хочет получить ученую степень для облегчения дальнейшего продвижения. Да, по старой памяти, в некоторых фирмах еще ценится наличие у сотрудника ученой степени.

Причина N 6. Возможность еще три года практически ничего не делать; то есть не учиться, не работать, а лишь изображать временами какое-то подобие деятельности (что совсем нетрудно), но при этом числиться аспирантом вуза.

И, наконец, причина N 7, почти не встречающаяся. Для "неисправимых" энтузиастов-одиночек: возможность заниматься наукой. Здесь комментировать нечего...

Каков же вывод? Вместо него можно вспомнить слова Шопенгауэра из работы "Об учености и ученых". "Для огромного большинства ученых наука -- средство, а не цель. Поэтому они никогда не произведут в ней чего-либо великого: для этого требуется, чтобы наука была целью для того, кто ею занимается. А все остальное, даже и само существование -- только средством...".

Пока причины ╬ 7 и ╬ 1 не поменяются местами в сознании потенциальных аспирантов, не стоит задаваться вопросом "Отчего у нас такая наука?". А этого не произойдет, пока труд ученых, являющихся интеллектом нации, не будет уважаться обществом и соответственно оплачиваться. А пока же -- круг замкнулся?

Наталья КОВАЛЬЧУК.




К оглавлению номера Подшивка О газете