ЯН ТАБАЧНИК: "ИСКУССТВО СЕГОДНЯ -- УДЕЛ БОГАТЫХ И БЕЗДАРНЫХ"

Как-то незаметно для среднестатистического жителя Украины олицетворением "одесского искусства" в последнее время стал Ян Табачник, отодвинув на второй план самого Михаила Жванецкого. Сужу об этом по показателям объективным -- частоте появления имени в газетах, а лица -- на телеэкране. Между тем, о самом популярном музыканте, носящем к тому же звание народного артиста Украины, тот же среднестатистический житель знает не так уже много. Самое время поговорить с мастером о нем самом. Но разговор наш вышел далеко за задуманные рамки...

-- Приятно сознавать, что тебя считают "одесским полпредом", но моей заслуги в том нет. В такие рамки поставили сами обстоятельства. Два года назад одесский мэр забрал нас -- всем коллективом -- сюда, дал статус муниципального Театра песни. Можем ли мы игнорировать прекрасные традиции этого уникального города и не стремиться им соответствовать?! Конечно, нет! Мне часто доводилось слышать, что мы пришлись в Одессе "ко двору". Не скрою, я горд этим.

-- Раз уж коснулись этого вопроса, Ян Петрович, откройте секрет: на каких условиях вас пригласили сюда? Сплетен вокруг этого хватает...

-- Хочу пояснить раз и навсегда: мы приехали в Одессу сложившимся популярным коллективом. Всю аппаратуру, все оборудование, все костюмы -- а это стоит немало -- мы привезли с собой. Квартиры в Одессе нами куплены, а не подарены, и вообще, никто ничего на блюдечке нам не подносил. Мэр дал нам помещение под театр, за что ему превеликая благодарность, а в остальном мы сами себе на жизнь зарабатываем. Никаких спонсоров у нашего коллектива нет (хорошо это или плохо -- другой вопрос); слава Богу, мы пока еще пользуемся успехом и нас охотно приглашают на гастроли. А то, что редко выступаем в Одессе, так я уже пояснял: не считаю для себя возможным брать с небогатых в массе одесситов те деньги, которые мы вынуждены -- в силу экономических условий -- требовать за свои концерты. Выступления на площадях во время праздников, благотворительные концерты -- сколько угодно, но наш основной -- и лучший -- слушатель, увы, беден и заставлять его расставаться со столь необходимыми для хлеба насущного деньгами мы просто не можем себе позволить.

-- Давайте вернемся к истокам. Почему вы выбрали аккордеон -- инструмент не самый популярный?

-- Насчет популярности или непопулярности аккордеона я с вами готов поспорить. В послевоенные годы -- времена моего детства -- аккордеон как раз был очень популярен. Удивительный это инструмент: его недаром считают народным. Он -- и солирующий, и аккомпанирующий, и ансамблевый; равно прекрасно звучит и в концертном зале, и на улице, и в лесу, на природе... Нет, я навсегда благодарен родителям, что в детстве стали меня обучать игре на аккордеоне...

-- Ваша музыкальная дорога шла по прямой или случались ухабы?

-- После школы я пошел работать на завод фрезеровщиком. Тогда это было модно -- получать рабочую профессию, да и музыка представлялась занятием келейным -- для узкого круга. Но мои друзья -- музыканты убедили меня, что негоже прятать способности и утащили на эстраду. В 16 лет я стал играть в оркестре киевского "Цирка на сцене", потом работал во множестве коллективов едва ли не всего Советского Союза. 15 лет провел в Запорожье. А, в общем, школу на эстраде прошел -- лучше не пожелаешь.

У меня нет и не было причин любить коммунистов: я всегда был бунтарем и нередко за это страдал. Но, положа руку на сердце: сегодня я бы, скорее всего, никуда не пробился, так бы и остался фрезеровщиком. Я для себя вывел такую формулу современного положения вещей: искусство сегодня -- удел богатых и бездарных. Одаренный человек, если за ним не стоят деньги и связи, просто не пробьется сквозь кошмарные заслоны богатых бездарей. Все-таки в наши времена, которые сейчас зовут тоталитарными, было в этом плане легче: хоть у одного из десяти, из двадцати, из ста талантливых людей был все же шанс пробиться к вершине. Сегодня такого шанса просто нет.

-- На западной эстраде тоже всегда бал правили деньги. Там такое положение вещей даже как бы узаконено понятием "шоу-бизнес"...

-- Смотрите, автомобиль придуман не нами и до сих пор, сколько ни старались в Советском Союзе, сколько денег ни вкладывали, но в области автомобилестроения мы отстали безнадежно. То же и с эстрадой. Она придумана не здесь, и мы всегда учились, учимся и будем учиться у музыкантов Запада, и всегда средний уровень нашей эстрады будет неизмеримо ниже, чем на Западе. Отдельные талантливые личности -- да они не уступят никому из западных виртуозов, но в массе -- разрыв чудовищно велик (речь, повторяю, идет об эстраде).

К тому же мы в Украине совершаем по отношению к своему искусству чудовищную ошибку, если не преступление. Во всем цивилизованном мире отчаянно сопротивляются американской экспансии, в в частности, в области искусства. Причем проблема ставится и решается на государственном уровне. Французы смогли на эстраде остаться французами, итальянцы -- итальянцами, даже латиноамериканцы -- и те не хотят поддаваться штатовскому влиянию. Мы же распахнули широко все двери, окна и ворота для американского искусства, хотямузыкальные традиции в Украине -- замечательные (вспомним прекрасные народные песни). Я побывал во многих странах мира -- нигде нет такого засилья американской музыки, как у нас, даже в России. Мы что же, собираемся с ними соревноваться?! Да это все равно, если я выйду на ринг против Тайсона!

-- Вы-то хоть не уедете?

-- Не так давно после концерта мэр Ялты предлагал мне целый коттедж, если я соглашусь туда переехать. Но я ответил, что пока Гурвиц в Одессе -- я не могу его предать.

3 декабря в Театре музкомедии народный артист Украины Ян Табачник дает благотворительный концерт.

Беседу вел Сергей АЛЕКСАНДРОВ.




К оглавлению номера Подшивка О газете