ЗНАКОМСТВО

ДОЛЖНОСТЬ ИЛИ ПРОФЕССИЯ?

Дирекция морского круиза подобна штабу воинского подразделения (да простят меня за такое сравнение) во время боевых действий. Ибо директору и его команде предстоит в течение какого-то периода обеспечить беззаботный отдых нескольких сотен туристов, а это совсем непросто.

В каждом круизе -- свой директор от туристической фирмы, которая арендует теплоход. В позапрошлом году фирма "Примэкспресс", заключив с Черноморским пароходством долгосрочный контракт на аренду теплохода "Тарас Шевченко", ввела на его борту постоянную должность директора круиза. Им стал Станислав Марков, который до сих пор остается на этой должности в той же фирме, только теперь на теплоходе "Аркадия".

Всегда собранный, энергичный, почти неуловимый и вместе с тем вездесущий, Станислав Дмитриевич сочетает в себе властность и контактность, строгость и обаяние. Этот внешний облик дополняют широкая эрудиция, знание дела и человеческой психологии.

И даже зная все это, я убедился в том, что ничего не знаю о Маркове и его деятельности.

-- Так что же для Вас ДИРЕКТОР КРУИЗА -- должность или профессия?

-- Считайте, что это хобби.

После такого лаконичного ответа оставалось узнать, когда и как возникло это "хобби".

Чуть больше четверти века назад выпускник Одесского госуниверситета Станислав Марков начал свою трудовую жизнь на должности матроса-переводчика в бюро информации теплохода "Тарас Шевченко". Он знал в совершенстве французский, английский языки, а за годы плавания изучил итальянский. Уже будучи старшим пассажирским помощником крупного пассажирского лайнера, Станислав Дмитриевич вынужден был сойти на берег. Тогда-то его избрали председателем профкома Одесской киностудии и на этой должности он проработал полтора десятилетия.

Однако судьба его была связана с морем и с теплоходом "Тарас Шевченко", на который, уже под флагом фирмы "Примэкспресс", он взошел на "мостик" директора круиза.

-- Те первые мои круизы были, пожалуй, самыми сложными, потому что впервые проводилось подряд восемь круизов по морям Юго-Восточной Азии, и по контингенту туристов, прибывающих на судно со всех концов бывшего СССР. Нужно было с первых дней найти контакт н е только с капитаном, пассажирской службой, но и с остальными службами экипажа, начиная от камбуза и до бортпроводниц.

-- Это были Ваши первые круизы в должности директора?

-- Директором круиза я впервые пошел, когда еще работал на киностудии. Тогда сыграло свою роль знание итальянского языка. Во время своего отпуска работал на итальянском судне по приглашению туристической фирмы "Гивер". С этой фирмой у нас и сейчас прочные связи, и уже будучи на "Тарасе Шевченко", я в прошлом году провел четыре круиза с итальянцами.

-- Как известно, в данный период фирма "Примэкспресс" взяла в длительную аренду теплоходы "Украина" и "Аркадия". Контакты с капитаном, экипажем у Вас налажены, есть четкое расписание, программу фирма разрабатывает на год. Облегчает ли это работу директора?

-- Четкая программа круизов играет первостепенную роль для их организации на берегу. А когда туристы приходят на борт судна, все заботы о них берет на себя дирекция круиза. Много проблем с Одесской таможней, которая почему-то не дает никакой информации пассажирам о том, какие предметы, личные вещи и на какую сумму они имеют право вывезти за границу и привезти оттуда. Уже после прохождения таможни туристы приходят на судно усталые, взбудораженные. А если говорить о моей повседневной работе во время круиза, то в ней нет мелочей. Люди доверили нам обеспечение своего отдыха, и я всегда исхожу из того, что им не должно быть дела до каких-то непредвиденных обстоятельств. Туристы на борту должны себя чувствовать не только уютно, а комфортно. А это значит, что я должен обеспечить нормальную работу бюро информации и каютных номерных, высокий класс обслуживания в ресторане и качественное питание, развлекательную программу в музыкальном салоне и на открытых палубах. За 48 часов до прихода судна в очередной порт необходимо сообщить агентству местной фирмы количество туристов и заказать автобусы для экскурсий, переводчиков. А по приходу в порт решить с полицией в минимальные сроки вопросы о выходе туристов на берег так, чтобы экскурсии были полноценными и не было задержек на обед, ужин, а тем более -- к отходу судна. В некоторых странах пассажиров выпускают на берег только по визам, и лишь добрые отношения с местными властями, личные контакты помогают получить право безвизового выхода на берег, оформление полицейских карточек без бюрократических задержек. То же касается оформления судна в портах, постановки к удобному причалу и десятки подобных, если можно сказать, "деталей", но совсем не мелочей.

-- А что имеется в виду под непредвиденными обстоятельствами?

-- В одном из недавних круизов несколько польских и российских туристов обратились с просьбой помочь им вылететь на родину не из конечного порта -Одессы, а из Стамбула. По судовой рации мы не только заказали им билеты на Москву и Варшаву, но и обеспечил и автобус до аэропорта, гостиницу, так как самолеты вылетали на следующий день. Был и такой случай, когда турист угнал с берега в море чужую лодку всего лишь ради шутки, а другой вскрыл на стоянке чей-то автомобиль. В обоих случаях пришлось, выручая своих, решать конфликты с полицией, которая имела полное право арестовать "шутников".

В Неаполе у туристки вырвали из рук сумочку в валютой и паспортом, и нам пришлось обращаться в консульство Украины, чтобы получить разрешение для пострадавшей на пересечение границы в Одессе. Во всех этих случаях дирекция круиза решала оперативно возникши е проблемы только за счет личных контактов, доверия к фирме. Вряд ли мог бы это сделать новый, никому незнакомый на чужом берегу директор круиза.

-- Ваша миссия заканчивается только с приходом судна из круиза?

-- После прихода, меньше чем через сутки предстоит очередной круиз, и за это короткое время нужно не только подвести итоги предыдущего, но и позаботиться в снабжении, подготовить документацию и так далее. Каждый турист, покидая судно, оставляет свои пожелания, советы, рекомендации. Мы очень внимательно их изучаем и многие используем при составлении маршрутов в следующем сезоне.

-- Во время круиза отдыхать Вам не приходится?

-- Надеюсь, что за многие годы в ноябре--декабре впервые использую отпуск. В середине ноября мы на "Аркадии" завершили свой II-й по счету круиз в этом сезоне, и пока судно "подлечится" на судоремонтном заводе -- отдохнем. Не без того, конечно, что придется побывать в фирме, решить многие вопросы, сделать выводы, да и от разработки программ на следующий год не хочется оставаться в стороне. Так что теперь делайте сами вывод, что такое директор круиза: должность или профессия, или все-таки "хобби"?

Беседовал с директором Станиславом МАРКОВЫМ

и фотографировал наш специальный корреспондент

Михаил РЫБАК.




К оглавлению номера Подшивка О газете