РЫНОК

ГОРОД НА 7-м КИЛОМЕТРЕ

Этот одесский "толчок" знают даже в весьма отдаленных от Одессы странах ближнего и дальнего зарубежья. Подтверждение тому: 1,5--2 тысячи автобусов из украинских городов, Молдовы, Беларуси, России, приезжающие сюда в оптовые торговые дни. В Китае, Турции, горячо любимых нашими "челноками", одесский "толчок" знают не иначе как "город на 7-м километре".

Когда подъезжаешь к одесскому оптово-розничному промтоварному рынку на 7-м километре со стороны аэропорта, с нового путепровода его территория видна как на ладони. Сегодня это -- колоссальный механизм, громадный город с числом жителей, перевалившим за 50 тысяч человек. Кто не был здесь в последние 2--3 года, обязательно должен сюда приехать, увидеть и удивиться произошедшим переменам. Хотя бы из любопытства.

КТО, КАК И ЧЕМ ТОРГУЕТ

Промрынок на 7-м километре делится сегодня на старую и новую территории. Старая -- это 13 торговых рядов со столами и павильонами, всего около 4 тысяч торговых столов и свыше 600 торговых павильонов. Новая территория -- две контейнерные площадки общей площадью свыше 50 гектаров, которые выросли буквально на глазах в течение последних 1,5--2 лет. Старая контейнерная площадка обзавелась даже улицами с ненавязчивыми названиями: Центральная, Зеленая, Бежевая, Абрикосовая, Синяя, Голубая, Серая. Сейчас на рынке почти 3 тысячи 20-футовых и около 1 тысячи 5-футовых контейнеров. В некоторых местах контейнеры ставят один на другой, образуя второй этаж-склад. Понятно, чем все эти контейнеры забиты, -- товаром. Товаром китайского, турецкого, арабского, индийского производства, предельно дешевым и соответственно незамысловатым. Товаром, на котором можно сделать хороший бизнес.

Настоящая торговля на 7-м километре -- не в субботу и воскресенье, как это было раньше. Самые напряженные дни: вторник и среда. Именно в эти дни приезжают сюда оптовики за импортным ширпотребом -- единственное, что еще хоть как-то в состоянии покупать обнищавшая масса полубезработной публики просторов СНГ. Кстати, одной из особенностей промрынка на 7-м километре стало почти полное отсутствие на нем состоятельной солидной публики, которая в качестве покупателей выступает теперь либо в фирменных магазинах, либо на промрынке "Ветеран" на 25-й Чапаевской дивизии. То есть специализация 7-го километра четкая -- торговля дешевым товаром.

Один знакомый начинал свой бизнес в конце 80-х с "челночных" рейсов в Польшу и Турцию. Сегодня от твердо стоит на ногах, "упакован" как положено: квартира, дача, машина, "мобилка". Держит на 7-м километре несколько десятков контейнеров. Таких, как этот, на "толчке" далеко не единицы. Как много и таких, кого жизнь вынудила бросить профессию. Масса врачей, преподавателей, доцентов работают теперь здесь реализаторами. Те же, у кого сил и жизненной энергии побольше, пытаются раскрутиться сами. Арендуют на рынке торговый стол и мотаются сюда каждый день с громадными баулами. Кстати, стоимость обслуживания на промрынке торгового стола (павильона) составляет 6 гривен, 5-футового контейнера -- 150 гривен, 20-футового контейнера -- 300 гривен в месяц. По сути, это арендная плата, взимаемая администрацией рынка. Не всегда, правда, свободно можно арендовать на рынке стол или контейнер. Наверное, это единственный товар на рынке, за которым нужно постоять в очереди. Поэтому, собственно, и возникают неофициальные отношения между прежним арендатором и новым. Так, "отступные" за стол -- 1--1,5 тысячи долларов. Цена же пустого 20-футового контейнера сегодня -- 600 долларов.

ПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ -- КРУГЛОСУТОЧНО

Непростая экономическая ситуация в Украине, обнищание населения, безработица, желание жить красиво, беспредел и беззаконие -- лишь немногие из тех факторов, которые порождают преступность. Рынки преступный элемент любит. Где, как не здесь, много людей, пришедших потратить свои денежки, товар, который можно "потянуть"? "Челноки", которым за определенную плату можно предложить свои "услуги"? Есть одно "но": дирекция промрынка на 7-м километре старается и делает все для того, чтобы никто и никого на рынке обидеть не смог. В безопасность вкладываются деньги. Отделу милиции на промрынке, который с 30 июля этого года возглавляет капитан милиции В.Я.Медведев, руководство рынка отвело отдельное 2-этажное помещение. Для сотрудников отдела -- а сегодня в штате 120 милиционеров -- закуплены радиостанции, выделено 3 автомобиля. Как отметил генеральный директор рынка, президент ассоциации "Авангард" В.Л.Добрянский, на техническое оснащение отдела милиции, который находится на полном материальном обеспечении рынка, из расходовано 30 тысяч гривен. Содержание отдела, в котором в ближайшее время станет еще на 40 сотрудников больше, сегодня обходится в 20 тысяч гривен в месяц.

Как свидетельствуют продавцы на промрынке, сейчас работать стало значительно спокойней. Вымогательство, угрозы -- об этом уже все забыли.

-- Один "бич" -- воры, карманники, -- говорит старший оперуполномоченный отдела милиции С.А.Курманенко. -- Хотя процентов на 80 их уже стало меньше.

То, что ворья и мошенников на рынке стало действительно меньше, -- факт. Взять хотя бы документы -- милицейские сводки. Еще совсем недавно ежедневно в милицию обращалось 10--15 пострадавших. Кражи, обманы, мошенничество. Сегодня -- 1--2 человека в неделю. Профилактика -- вот что предотвращает преступление. Каждое утро, часов в семь, милиционеры "приглашают на собеседование" карманников, "ломщиков". Эту публику видно сразу. Дальше -- документирование. Устанавливают личность, фотографируют, "откатывают пальчики". Задерживают снова -- направляют документы в РОВД по месту жительства, чтобы там тоже на этих "клиентов" обратили внимание.

-- "Ломщики" и карманники в основном одесситы, 16--20-летние ребята, -- говорит В.Я.Медведев. -- Эта молодежь привыкла здесь работать. Но мы им ежедневно и ежечасно даем понять: "работы" на промрынке у них больше нет.

Основная масса преступлений совершается иногородними, теми, кого милиция не знает. Наиболее "горячие" дни -- с понедельника до среды, когда самая-самая торговля. Помощники старшего оперуполномоченного отдела милиции Олег Воробей и Иван Бродовский знают, что тяжелее всего им придется ночью, когда воры начинают вскрывать автобусы и машины с купленным уже товаром. Обычно так и происходит. Приехали оптовики, что-то купили, сложили в автобус, пошли покупать еще. Вернулись, а товара нет. Хотя автобусы и ставятся на стоянку, администрация не несет ответственность за то, что хранится в транспорте. Охрана отвечает только за сохранность самого транспортного средства. Случается, что оптовики крадут друг у друга. Чаще всего ворами почему-то оказываются жители Херсона и Николаева. Так, одну из последних краж пыталась осуществить бригада из Николаева. Машину, на которой приехали, оставили между контейнерными площадками. Один остался в машине, двое других вскрыли прицеп и украли товар: порошки, мыло. В 12 ночи милиция начала поиски преступников, которым уйти не удалось.

Промрынок на 7-м километре продолжает развиваться. К зиме здесь появится крытый продовольственный базарчик. Много, очень много людей большую часть жизни теперь проводят здесь, -- в городе на 7-м километре.

Андрей БЕРЕЗИНСКИЙ, Василий ВЛАСЕНКО, Олег СУСЛОВ.




К оглавлению номера Подшивка О газете