Когда подъезжаешь к одесскому оптово-розничному промтоварному рынку на 7-м километре со стороны аэропорта, с нового путепровода его территория видна как на ладони. Сегодня это -- колоссальный механизм, громадный город с числом жителей, перевалившим за 50 тысяч человек. Кто не был здесь в последние 2--3 года, обязательно должен сюда приехать, увидеть и удивиться произошедшим переменам. Хотя бы из любопытства.
Настоящая торговля на 7-м километре -- не в субботу и воскресенье, как это было раньше. Самые напряженные дни: вторник и среда. Именно в эти дни приезжают сюда оптовики за импортным ширпотребом -- единственное, что еще хоть как-то в состоянии покупать обнищавшая масса полубезработной публики просторов СНГ. Кстати, одной из особенностей промрынка на 7-м километре стало почти полное отсутствие на нем состоятельной солидной публики, которая в качестве покупателей выступает теперь либо в фирменных магазинах, либо на промрынке "Ветеран" на 25-й Чапаевской дивизии. То есть специализация 7-го километра четкая -- торговля дешевым товаром.
Один знакомый начинал свой бизнес в конце 80-х с "челночных" рейсов в Польшу и Турцию. Сегодня от твердо стоит на ногах, "упакован" как положено: квартира, дача, машина, "мобилка". Держит на 7-м километре несколько десятков контейнеров. Таких, как этот, на "толчке" далеко не единицы. Как много и таких, кого жизнь вынудила бросить профессию. Масса врачей, преподавателей, доцентов работают теперь здесь реализаторами. Те же, у кого сил и жизненной энергии побольше, пытаются раскрутиться сами. Арендуют на рынке торговый стол и мотаются сюда каждый день с громадными баулами. Кстати, стоимость обслуживания на промрынке торгового стола (павильона) составляет 6 гривен, 5-футового контейнера -- 150 гривен, 20-футового контейнера -- 300 гривен в месяц. По сути, это арендная плата, взимаемая администрацией рынка. Не всегда, правда, свободно можно арендовать на рынке стол или контейнер. Наверное, это единственный товар на рынке, за которым нужно постоять в очереди. Поэтому, собственно, и возникают неофициальные отношения между прежним арендатором и новым. Так, "отступные" за стол -- 1--1,5 тысячи долларов. Цена же пустого 20-футового контейнера сегодня -- 600 долларов.
Как свидетельствуют продавцы на промрынке, сейчас работать стало значительно спокойней. Вымогательство, угрозы -- об этом уже все забыли.
-- Один "бич" -- воры, карманники, -- говорит старший оперуполномоченный отдела милиции С.А.Курманенко. -- Хотя процентов на 80 их уже стало меньше.
То, что ворья и мошенников на рынке стало действительно меньше, -- факт. Взять хотя бы документы -- милицейские сводки. Еще совсем недавно ежедневно в милицию обращалось 10--15 пострадавших. Кражи, обманы, мошенничество. Сегодня -- 1--2 человека в неделю. Профилактика -- вот что предотвращает преступление. Каждое утро, часов в семь, милиционеры "приглашают на собеседование" карманников, "ломщиков". Эту публику видно сразу. Дальше -- документирование. Устанавливают личность, фотографируют, "откатывают пальчики". Задерживают снова -- направляют документы в РОВД по месту жительства, чтобы там тоже на этих "клиентов" обратили внимание.
-- "Ломщики" и карманники в основном одесситы, 16--20-летние ребята, -- говорит В.Я.Медведев. -- Эта молодежь привыкла здесь работать. Но мы им ежедневно и ежечасно даем понять: "работы" на промрынке у них больше нет.
Основная масса преступлений совершается иногородними, теми, кого милиция не знает. Наиболее "горячие" дни -- с понедельника до среды, когда самая-самая торговля. Помощники старшего оперуполномоченного отдела милиции Олег Воробей и Иван Бродовский знают, что тяжелее всего им придется ночью, когда воры начинают вскрывать автобусы и машины с купленным уже товаром. Обычно так и происходит. Приехали оптовики, что-то купили, сложили в автобус, пошли покупать еще. Вернулись, а товара нет. Хотя автобусы и ставятся на стоянку, администрация не несет ответственность за то, что хранится в транспорте. Охрана отвечает только за сохранность самого транспортного средства. Случается, что оптовики крадут друг у друга. Чаще всего ворами почему-то оказываются жители Херсона и Николаева. Так, одну из последних краж пыталась осуществить бригада из Николаева. Машину, на которой приехали, оставили между контейнерными площадками. Один остался в машине, двое других вскрыли прицеп и украли товар: порошки, мыло. В 12 ночи милиция начала поиски преступников, которым уйти не удалось.
Промрынок на 7-м километре продолжает развиваться. К зиме здесь появится крытый продовольственный базарчик. Много, очень много людей большую часть жизни теперь проводят здесь, -- в городе на 7-м километре.
Андрей БЕРЕЗИНСКИЙ, Василий ВЛАСЕНКО, Олег СУСЛОВ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |