-- Ничей диктат я терпеть не собираюсь. Но свои сложности есть в работе и с тем, и с другим. У Ворошилова все продумано к съемкам. Козлов же отличается большой изобретательностью и гибкостью. "Омерзительного" ведущего он играет сознательно, чтобы зрители больше любили игроков. И вообще, его цель -- сделать игру в первую очередь интересной для зрителей -- это тот же принцип, что и в футболе.
-- Козлов не вызывает такого возмущения болельщиков, как Владимир Яковлевич. Ворошилов часто бывает несправедлив.
-- Безусловно. Но если бы он был справедлив всегда, то это была бы другая игра, с другим имиджем, который, возможно, труднее было бы создать. Владимир Яковлевич стремится показать некую "документальность" происходящего. Как игрок, я хотел бы большей объективности и беспристрастности, но не уверен, что такую игру стали бы показывать по телевидению. Передача больше должна быть похожа на жизнь.
-- К слову, не проявляется ли пристрастность Козлова в том, что он сам решает, кому отвечать на вопрос?
-- Проявляется. Но это имеет ничтожное значение. Ответ, который пришел в голову одному игроку, должен стать достоянием всей команды. Тем самым тормозится нажатие кнопки, и игра в меньшей степени становится похожей на борьбу за то, "кто первым вызовет лифт". Поэтому практика, введенная Козловым, очень полезна. Я за нее.
-- Кто подбирает вопросы? Отбрасывает ли вам часть поступивших к нему вопросов Ворошилов?
-- Конечно, нет. Вопросы на "Брэйн-ринге" -- это не отредактированные вопросы телезрителей, как в "Что? Где? Когда?". У них вообще совершенно иная специфика, иная парадигма. Хотя некоторые вопросы подошли бы в обеих играх. Для формирования вопросов "Брэйн-ринга" существует редакторская группа. Иногда и я предлагаю свои вопросы, дав, естественно, подписку не разглашать ответы.
-- Какие игры и вопросы вам запомнились больше всего?
-- Те, что выиграл, но с большим трудом. И самый интересный вопрос тот, что сумел взять, но в последнюю секунду.
-- В наших встречах вы "взяли" уже чертову дюжину вопросов. Вы не прикидывали, сколько вопросов взяли вы за игровым столом?
-- Считать я умею. Сейчас оценим. Примерно 10 крупных турниров в год, каждый по 50 вопросов. Прибавим вопросов 250 на тренировках, еще 500 по мелочам. Итак в год 1250, умножим на 6 лет игры... Около 8500 вопросов. Но в компьютере у меня их значительно больше.
-- Вы коллекционируете вопросы?
-- Да, те, что мне интересны, и те, на которые были даны парадоксальные или анекдотичные ответы.
-- Расскажите немного о себе для тех болельщиков, которые подключились к поклонникам "Брэйн-ринга" недавно.
-- Я обычный ребенок из одесского центра. Родился в 50-м году, еще при Сталине. Окончил замечательную 116-ю школу, затем политехнический институт. Женился, родился ребенок... Успел до "погрома" поучаствовать в первом одесском КВНе. Как все дети из приличных семей, учился в музыкальной школе. В детстве без большого желания, теперь за музыкальное образование благодарен родителям. В 80-м году начал писать песенки, вскоре стал лауреатом всех видных фестивалей. Иногда мои песни мне привозят откуда-то из Петропавловска-на-Камчатке, говорят: "Вот симпатичная песенка, ты не знаешь случайно, кто автор?"... И в одесском сборнике я с удивлением обнаружил одну мою песню, написанную вместе с моим школьным товарищем Борей Херсонским. Естественно, без указания авторов... Вот так рождается "фольклор".
-- Кто из поэтов, кроме Бориса Бурды, вдохновляет вас на создание песен?
-- Я не очень тепло отношусь к вопросу, кто ваш любимый поэт или писатель. Их много... Ну, Гумилев, ну, Давид Самойлов, Борис Слуцкий, Леонид Мартынов...
-- Вам удается совмещать игры с работой?
-- Практически я занимаюсь тем же -- учу играть детей. Есть у меня группа в Ришельевском лицее. Веду занятия в самом клубе. Все совмещают, иначе нельзя...
-- А инженерную работу пришлось оставить?
-- Виноват не "Брэйн-ринг", а наши "дальновидные" политики.
-- Вопросы, выносимые на "Брэйн-ринг", должны строго отвечать определенным критериям. Какой из моих вопросов показался вам некорректно поставленным?
-- Не то, что некорректно... Но вот вопросы о Козлове и Ворошилове... С одной стороны, понятно -- они ведущие, они на виду. Но я бы лучше поспрашивал о Наталии Ивановне Стеценко. Это человек, который делает то, что в свое время Валерий Хаит делал в одесской команде КВН. Чтобы вся эта компания интеллектуалов не перекусалась и не разбежалась. Хочу добавить: мало того, что она руководит программами и обеспечивает существование столь сложного организма, есть еще кое-что очень важное. Она сумела поставить отношение к игрокам этой программы, как к некой великой ценности, как к людям, на которых эта программа и стоит. Прочие телеигры этим не отличаются. Во многих участник игры -- это не человек, а предмет для проявления остроумия ведущего. Игры эти строятся на откровенном унижении игроков. Я не собираюсь обсуждать целесообразность такого стиля, но, слава Богу, в наших передачах эта тенденция пока не победила.
-- Пока шел наш с вами "Индивидуальный "Брэйн-ринг", передача Козлова исчезла с экрана. В чем дело?
-- К сожалению, сейчас перед "Брэйн-рингом" встали огромные проблемы. Он снят с эфира, и никому не известно, появится ли он снова. Это результат нашумевшего процесса между ОРТ и фирмой "Игра", попытавшейся по суду получить причитающиеся ей за эту передачу деньги.
В конечном итоге, как всегда, пострадали рядовые зрители. А вместе с ними десятки (а может быть, и сотни) тысяч активных участников этих игр не только во всех странах бывшего СССР, но и в Израиле, ФРГ, США, даже в Австралии (знатоки есть в обоих полушариях).
Если решение не будет найдено, то пострадают и множество школьников, для которых "Брэйн-ринг" стал стимулом проявления любознательности, накопления знаний, эрудиции, школой логического мышления... А главное, был альтернативой "улице", сомнительным компаниям (не говоря уже о более страшных вещах).
Вместе с "Брэйн-рингом" рушится то, что было одним из самых ценных его слагаемых, -- единое культурное пространство, в котором не признавались насаждаемые где попало границы.
Эта утрата может оказаться невосполнимой.
Индивидуальный "Брэйн-ринг" вела Елена КОЛТУНОВА.